Ботлих — особое место для Владимира Путина. Именно после него страна увидела в непонятно откуда взявшемся назначенце Бориса Ельцина нового лидера. ВВП собирался приехать сюда еще перед президентскими выборами 2018 года. Но тогда вертолетам помешала непогода, и встречу с жителями, которые также считают главу государства своим кунаком, пришлось организовать в Махачкале. В 2019 году на «Прямой линии» ополченцы, сражавшиеся с Басаевым и Хаттабом, попросили приравнять их к ветеранам боевых действий. А также напомнили президенту о том, что стопка, которую он отказался поднимать в 1999 году, в разгар вооруженного конфликта, так и стоит не опорожненной, хотя с боевиками давно покончено. Да и высокогорный Ботлих за минувшие годы полностью преобразился: сюда провели электричество, построили дорогу и даже проложили газовую трубу. Отчаявшись дождаться президента, ополченцы хотели выпить за победу в прямом эфире, но Путин снова остановил их. «Надеюсь, что мы сможем это сделать вместе», — сказал президент. И вот наконец момент, которого в Ботлихе ждали 20 лет, настал.
ВВП прилетел в село на следующий день после открытия памятника, установленного напротив впечатляющей панорамы кавказских гор. Монумент, как рассказал журналистам его автор Хизри Асадулаев, объединяет память обо всех военных конфликтах последнего столетия: Великой отечественной войне, Афганистане и боевых действиях 1999 года: «Защитники всегда стояли на страже родины горой. Поэтому идея памятника — это образ скалы, из которой выходят наши герои — солдат, воин-интернационалист и ополченец в папахе», — пояснил он. По словам Асадулаева, работать над памятником пришлось в сжатые сроки — были дни, когда он спал по 4 часа в сутки. Но в целом все получилось как было задумано: «Надеюсь, Путину понравится».
Президент пошел к памятнику один, с букетом красных роз в руках. Постоял молча, преклонил голову, потом колено. На обратном пути его уже ждали жители села, среди которых было несколько пожилых женщин в платках. Одна из них призналась, что 20 лет назад тоже была на передовой — командовала пищеблоком, и ни один ополченец не остался голодным. «Командовала пищеблоком!» — с восхищением повторил ВВП и расцеловал старушку в обе щеки. «Сколько человек было в вашем отряде?» — обернулся он к седовласому мужчине. «Да все село! Стояли в цепочке в горах!» И президент вновь с нескрываемым восторгом посмотрел на собеседника. «Это было важно не только для Дагестана, — сказал он, — а для всей России. Показать международным бандам, что народ не с ними. Вот это было самое главное, что вы сделали!»
Тем временем в соседнем здании уже накрыли столы. Без традиционных кавказских разносолов — простая нарезка и овощи-фрукты на закуску. Около каждой тарелки стояли рюмки, но, как потом выяснили журналисты, далеко не у всех в них была налита водка. Дагестан — мусульманская республика, а в Ботлихе люди очень верующие. Не случайно басаевцы в 1999 году пришли именно сюда — надеялись собрать жителей под знамена ваххабизма. Владимир Путин также вспомнил об этом. «С тех пор в Дагестане 2 тысячи мечетей было построено. Они бы столько не построили никогда! Они только убивать умеют!» — заявил президент. По его словам, в самый критический момент жители Ботлиха проявили свои лучшие качества и показали, на что способны. Это был очень хороший пример для всей страны. «Именно здесь я уверился в том, что боевики будут разбиты», — признался Путин.
Ботлихцы в ответ заявили, что тоже гордятся своим президентом. Все свои обещания сдержал. В августе вышел указ, приравнявший ополченцев к ветеранам боевых действий. Теперь всем, кто сможет подтвердить свой статус, дадут положенные льготы. А на какую высоту поднял всю страну! Двадцать лет назад о таком можно было только мечтать! «При таких людях, при таких замечательных женщинах, при таких мужественных мужчинах в России не может быть какой-то слюнтяй во главе государства — по-другому невозможно!» — сказал Путин. Он пообещал, что и дальше продолжит заботиться о жителях села. Знает, что не решен еще вопрос с медцентром, переработкой мусора и учебными заведениями. «Немного раздражает, что все медленно делается», — посетовал он.
Один из участников встречи рассказал, что хотел устроить по знакомству своего сына в кадетское училище, но «хорошие друзья» отсоветовали. Якобы есть негласное указание не принимать в военные заведения кавказцев: дагестанцев, чеченцев и ингушей. «Никакой команды не принимать ребят с Кавказа не было и быть не может! — возмутился Путин. — Наоборот, они нам нужны! Когда ребята с Кавказа где-то бузят, лучше, если к ним придет сотрудник правоохранительных органов — тоже выходец с Кавказа — и напомнит о традициях!». Кроме того, военнослужащие-мусульмане востребованы в Сирии, где местное население проявляет к ним больше доверия. Президент посоветовал в следующий раз при попытке устроить сына не стесняться и зайти с другой стороны. «У вас есть хорошие связи, — намекнул ВВП на самого себя. — Они вам точно помогут. Скажите, куда он хочет поступить, и считайте, что уже поступил».