Крепкий старик с усиками а-ля Чарли Чаплин (или Гитлер – кому как нравится), с повязанным на шее красным галстуком – таким запомнится Роберт Мугабе, человек, с чьим именем связывают разгул в Зимбабве коррупции и нарушений прав человека. И такая ассоциация имеет право на существование. Так же как стоит помнить и о том, что Мугабе действительно стал отцом-основателем современной независимой Республики Зимбабве, проведший десяток лет в тюрьме за участие в национально-освободительной борьбе.
Жизнь и смерть Роберта Мугабе вполне укладывается в формулу «это было навсегда, пока не кончилось».
Совсем еще недавно по историческим меркам жена патриарха зимбабвийской политики, в то время первая леди страны Грейс Мугабе патетически восклицала: «Однажды, когда Господь назначит умереть Мугабе, мы выставим на выборы его труп в качестве кандидата. И вы увидите, как люди проголосуют за труп Мугабе!». Но нет, похоже, госпожа Мугабе оказалась в корне неправа.
Когда припекло, то даже за живого Мугабе оказалось некому заступиться. В ноябре 2017 года Мугабе, отстраненный от власти де-факто, но не вполне формально, согласился на предложенные ему условия отставки. Пришедшие к власти военные пообещали президенту и его жене Грейс полный иммунитет, а также сохранение их частного имущества.
Биографию Мугабе можно разделить на две большие и неравнозначные главы: до прихода к власти и после. Происхождение у Роберта Мугабе – самое пролетарское: родился в семье плотника из племени зезуру народности шона. Закончил миссионерскую школу, потом работал учителем. Увлекся политикой и в начале 1960-х стал одним из основателей и лидеров Африканского национального союза Зимбабве (ЗАНУ), начавшего вооруженную борьбу против родезийского правительства.
В 1964-м Мугабе попал в тюрьму – и пробыл в заключении до 1974 года. Тут ему пригодились учительские навыки – учил грамоте заключенных. Но и сам не пренебрегал учебой: отбывая тюремный срок, сумел получить несколько университетских образований.
Тюрьма не сломила дух борца за национальное освобождение. Оказавшись на свободе, немолодой уже Мугабе с новым пылом включился в партизанскую борьбу, сосредоточившись на пропаганде и идеологии. Мугабе призывал свергнуть расистское правительство Родезии, отобрать принадлежащие белым «эксплуататорам-кровососам» земельные участки. И надо сказать, что когда Мугабе утвердился у валасти, то он действительно устроил «черный передел»: с принадлежавших им сельскохозяйственных угодий изгонялись фермеры европейского происхождения. А земли отходили в в пользу ветеранов партизанской войны.
А ведь когда в 1980-м году Мугабе стал премьер-министром новорожденной страны Зимбабве, он призывал белое меньшинство оставаться и создавать государство, основанное на национальном единстве. Но одно дело обещания и благие намерения, другое дело – реальность. И вторая – властная – часть биографии Мугабе уже не оставляет камня на камне от романтического имиджа борца за национальное освобождение. Борьба за власть выливается в борьбу против вчерашних союзников и соратников. Начинаются чистки, попытки недовольных взбунтоваться подавляются железной рукой.
В 1987 году Роберт Мугабе становится президентом Зимбабве – и начинает дорогу по установлению мирового рекорда по длительности пребывания на правящей должности. В 2013 году Мугабе снова побеждает на президентских выборах – только для того, чтобы через четыре года быть отстраненным от власти. Правящая партия ЗАНУ-ПФ сначала лишила Мугабе должности партийного лидера, а потом потребовала уйти в отставку. При этом примерно за год до этого партия решила выдвинуть Мугабе (а ему к тому моменту было хорошо за девяносто!) на новый президентский срок. Вот она цена оифциальной партийной любви...
Мугабе умудрился превратить некогда одну из самых развитых стран Африки в одну из беднейших на континенте. Гиперинфляция, царствовавшая в стране, поражала воображение: за доллар США давали 35 квадриллионов зимбабвийских долларов! А уровень безработицы оценивался Всемирным банком в 90%, а 74% зимбабвийцев оказались вынуждены жить на сумму менее $5,50 в день. Не в последнюю очередь это стало следствием западных экономических санкций. Которые, в свою очередь, стали «ответкой» на отъем земель у белых фермеров и передачу работающих в Зимбабве иностранных компаний под контроль африканцев. К слову, возглашавший лозунг «Африка для африканцев, Зимбабве для зимбабвийцев» Мугабе все-таки вынужден был публично признать, что кое в чем перегнул палку. В 2015 году президент, выступая по государственному ТВ, заявил, что переданные новым владельцам экспроприированные у белых фермеров земли чересчур велики, чтобы с с ними управиться.
Ну, а насчет прав человека в Зимбабве при Мугабе лучше помолчим. Хотя не все там было так уж катастрофично. Бесспорно, Роберт Мугабе был диктатором. И диктатором не слишком симпатичным. Но в сравнении со многими другими «коллегами» с Африканского континента он выглядел, если так можно выразиться, прилично. Не страдал излишней мегаломанией, не поедал своих противников, вообще не был записным душегубом. Возможно, именно поэтому он не был убит новыми властями и не был помещен в камеру какого-нибудь трибунала. И может быть, именно поэтому в социальных сетях реакция на его смерть была такой разной: одни восхваляли его как национального героя, другие проклинали за то, как он руководил Зимбабве.
Читайте также: Скончался бывший президент Зимбабве Роберт Мугабе, сообщили СМИ