Власти США ставят Коршунову в вину, что для оказания консалтинговых услуг он нанял гражданина Италии Маурицио Паоло Бьянки, работавшего в итальянской компании Aernova (входит в структуру ОДК), и тот в феврале этого года представил заказчику отчет, где были «изложены рекомендации относительно конструкции редуктора для российского двигателя ПД-14». По мнению американцев, эти «рекомендации» по редуктору — американское ноу-хау — были у них украдены и использованы в программе среднемагистрального самолета МС-21 для создания двигателя ПД-14 и его модификации — мотора бóльшей тяги ПД-35.
Что во всем этом можно считать правдой, а что нет и откуда растут ноги у этой шпионской истории — об этом нам рассказал российский государственный деятель, организатор авиационной промышленности, ученый и конструктор авиадвигателей, доктор технических наук, профессор, президент Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко:
- Что касается существа обвинений Коршунова, изложенных в американских документах, это все полная чушь! Хотя бы потому, что в конструкции ПД-14 вообще нет никакого редуктора. Это безредукторный двигатель. Более того, и на ПД-35 его тоже нет. И не будет.
Двигатель ПД-14 разработан, изготовлен и прошел сертификационные испытания на российских предприятиях. Ни один из его крупных узлов не разрабатывался иностранцами. Так что все эти шпионские обвинения американцев абсолютно беспочвенны. Это полностью отечественный движок.
Для производства ПД-14 было привлечено около 52 фирм, институтов и заводов из тех 94, что являются членами нашей ассоциации, — это самая широкая кооперация, которая впервые реализована ОДК. Однако что просматривается в этих обвинениях американцев? Лично я вижу только одно: им очень нужно не пустить «на крыло» российский двигатель, который по своим характеристикам лучше американского.
Здесь, видимо, требуется пояснить: дело в том, что с 2017 года российский самолет МС-21 проходил сертификационные испытания с американскими двигателями PW1400G компании Pratt&Whitney. В 2019 году в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA) на российский двигатель ПД-14 был получен сертификат. Как считают специалисты, по своим характеристикам он не уступает, а по ряду параметров даже превосходит американский движок. При этом поставки МС-21 предусмотрены в двух вариантах: как с российскими, так и американскими двигателями — по выбору заказчика.
Однако, как рассказали «МК» источники на заводе в Иркутске, где собирается этот самолет, «первый комплект наших двигателей, поставленных Пермским моторным заводом еще в декабре прошлого года, до сих пор стоит у стенки. Их уже почти девять месяцев не ставят на летные испытания. В результате четвертый самолет МС-21, построенный в Иркутске, мы опять вынуждены оснащать движками от Pratt&Whitney».
По мнению источников «МК» в ОДК, американцы сейчас кровно заинтересованы всячески тормозить постановку двигателя ПД-14 на летные испытания, чтобы мы продолжали выпускать самолеты с их двигателями. По неподтвержденной информации, между авиачиновниками с российской и американской стороны якобы существует негласная договоренность: на первые 20 самолетов должны ставиться исключительно двигатели Pratt&Whitney.
Кому в нашем авиапроме выгодны подобные договоренности — на этот вопрос, видимо, должны ответить компетентные органы. А нашим экспертам ясно одно: арест Александра Коршунова — часть конкурентной борьбы. Ведь если объявить, что для российского ПД-14 было что-то украдено у американцев, то разборки дела о промышленном шпионаже затянутся надолго. В этом случае, поясняют наши источники в ОДК, американские двигателисты получат абсолютный приоритет при завершении испытаний МС-21 и начале его серийного производства, ведь испытания самолета с российским двигателем будут задержаны, что уже и происходит.
А если американцам в разбирательстве дела что-то не понравится, то следующим их шагом может стать наложение санкций на использование российского ПД-14 и его модификации ПД-35. Тогда у них появится еще более значимый козырь: используя любой политический повод, они смогут отказаться от поставок нам своих PW1400G, и программа МС-21, в которую в России вложены сотни миллиардов, будет фактически остановлена.
- При создании наших самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21 мы пытались интегрироваться в мировую экономическую систему, — говорит Виктор Чуйко, — поэтому в Sukhoi Superjet 100 было заложено 80% иностранных комплектующих, а в МС-21 — 60%. Правда, делалось это за счет отказа от производства своих собственных комплектующих. Именно поэтому при введении против России санкций наш авиапром оказался в тяжелейшем положении.
Я считаю, что интеграция в мировой рынок — правильная политика, но только когда эта интеграция идет в реальных рыночных условиях, без использования санкционных мер. Вот и сейчас: арест Александра Коршунова направлен не против него лично, а против того, чтобы двигатель ПД-14 был установлен на новом российском самолете. Фактически это повод для новых санкционных действий, продолжение общей политики, которая ведется США с конца 80-х годов по удушению авиапрома России.
Читайте также: Задержанного в Италии российского топ-менеджера Коршунова перевели из одиночной камеры