Зато уже в который раз Дуда не без удовольствия принял извинения президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера за события 80-летней давности. Попытки поляков стать немножко Израилем в отношениях с немцами предпринимались достаточно регулярно, но вряд ли их можно было признать успешными. В то же время вопросы возвращения еврейской собственности по итогам Второй мировой до сих пор Варшавой так и не были решены, о чем напомнил президент США Дональд Трамп, в последний момент отменивший свой визит в Польшу. А ведь его так ждали!
Предполагалось устроить классический восточноевропейский смотр антироссийских сил, дабы в очередной раз продемонстрировать свою незаменимость не шибко симпатизирующему им 45-му президенту США. Но увы и ах — Трамп не прилетел, сославшись на ураган «Дориан», отправив вместо себя местоблюстителем вице-президента Майка Пенса. В этой связи программу пришлось спешно переверстывать, делая ее главным международным участником президента ФРГ.
Демонстративное отсутствие приглашения на церемонию Владимира Путина как президента страны, отдавшей больше всех жизней в борьбе с фашизмом, подтвердило самоубийственное в своей антироссийскости упорство польских властей. Которое в связи с неявкой Трампа отметил даже прежде никогда не замеченный в симпатиях к Москве экс-президент страны и лидер знаменитой «Солидарности» Лех Валенса, заявивший дословно: «Не приглашая Россию, мы только ухудшим наши и без того плохие отношения». Оказаться в хвосте международной повестки, не заметив потепление отношений Запада с Россией, — вот главный страх для поляков.
Уже 1 сентября, в день проведения торжественных мероприятий в Варшаве и на польско-немецкой границе, замминистра иностранных дел Польши пан Шинковский в качестве оправдания отсутствия представителей Москвы договорился уже до «незаинтересованности России в духе исторической правды». Будто Варшава покаялась за своего Пилсудского.
В присутствии немецкого президента Штайнмайера (хотя изначально ожидалась канцлер Ангела Меркель) поляки не стали обвинять Германию в преступлении 80-летней давности. Виновным снова назначается государство-наследник СССР и его отсутствующий лидер Владимир Путин. Что характерно, «забыли» пригласить, помимо Путина, также и президента Сербии Александра Вучича, даром что тот старается проводить титовскую политику равноудаленности с США и Европой. Видимо, даже простое напоминание о роли «неевропейцев» в победе над фашизмом очень обидно слышать полякам. При всех бесконечных российско-белорусских экономических терках надо отдать должное Батьке Лукашенко — он отказался присутствовать на данном мероприятии из солидарности с Путиным, хотя и был на него приглашен. Так же поступили представители Армении, проигнорировавшие приглашение.
Наблюдая за антироссийским утренником в Варшаве, несложно резюмировать, с чем мир подошел к юбилею начала самой страшной войны в Европе.
Ожидавшаяся первая официальная встреча американского лидера с новоизбранным президентом Украины Владимиром Зеленским в силу отсутствия Трампа перенесена на неопределенный срок. Особенно примечательно это тем, что параллельно обсуждается прекращение военной помощи Вашингтона Киеву в размере 250 миллионов долларов. Сорванный в последний момент по невыясненным обстоятельствам обмен пленными между Киевом и Москвой не добавил очков молодому украинскому лидеру. Все же пока никак не удается Зеленскому заинтересовать президента США украинской повесткой.
Чего нельзя сказать про Балканы.
На днях Вашингтон назначил специального представителя по Западным Балканам. Им стал хорошо знакомый специалист по Евразии, занимающий должность заместителя помощника госсекретаря США по Европе и Евразии, Мэтью Палмер. Это назначение говорит о многом — за длинной и непонятной на первый взгляд должностью стоит человек, являющийся по сути идеологом европейской и евразийской внешней политики США. Такой себе американский внешнеполитический Сурков. И тот факт, что именно он теперь будет отвечать за балканское направление в Госдепе, означает только одно: Трамп решил плотно заняться Балканами и добиться быстрого результата для Вашингтона. Таковым может быть нормализация отношений Сербии с самопровозглашенной республикой Косово. Добиться этого можно только путем достижения территориально-этнического компромисса между Белградом и Приштиной, о чем последний год активно ведутся переговоры.
Предложения по косовско-сербскому «разграничению», состоящие в том, чтобы Белград вернул под свой фактический контроль населенные сербами районы на севере Косово, в обмен передав Приштине два албанонаселенных района на юге Сербии, как любой настоящий компромисс имеют достаточно противников как среди сербов, так и среди албанцев-косоваров. Косово — святая земля и символ сербской государственности — по конституции является неотъемлемой частью Сербии. Об этом же говорится в известной резолюции 1244 Совета безопасности ООН, принятой по итогам агрессии НАТО против Югославии в 1999-м. Но при этом фактически последние 10 лет Белград никак не контролирует мятежную провинцию, провозгласившую свою независимость. Количество государств, признающих Косово, балансирует на грани чуть более половины от общего числа стран-членов ООН и последнее время постепенно уменьшается стараниями МИД Сербии. Последними отозвали признание независимости Косово ряд африканских стран.
Для «бетонирования» «порохового погреба Европы» (как называл Балканы Уинстон Черчилль) необходимо достижение долгосрочного сербско-албанского, христианско-исламского мира. Которое возможно только в случае снятия противостояния вокруг Косово. Этот непреложный факт одинаково хорошо понимают в Белграде, европейских столицах и Анкаре, активно участвующей в делах региона. Целый клубок геополитических и экономических вопросов многих стран спрятан на Балканах. Здесь находятся интересы энергетической и международной безопасности Европы — транзита российских энергоресурсов в обход Украины через вторую нитку «Турецкого потока» для европейских потребителей (который может начаться уже в следующем году), перспективное продолжение «Шелкового пути» для китайских товаров на европейские рынки, точка взаимодействия мировых религий — ислама с христианством и католицизма с православием, место борьбы с международным терроризмом. Ведь не куда-нибудь, а именно в Косово вернулись боевики вместе со своими семьями из Сирии, которых заботливо весной перевез американский военный самолет. Куда они дальше поедут?
Многие похожие проблемы есть и в других тлеющих точках Европы — от Донбасса и Приднестровья до Северного Кипра. Но в таком концентрированном виде — только на Балканах. Пересматривающие в ежедневном режиме историю Второй мировой войны европейские политики должны помнить о том, с чего все началось накануне Первой мировой. Иначе риск повторения трагедий ХХ века может оказаться более чем реальным.
Читайте также: Захарова заявила о глупом положении Польши из-за отказа пригласить Россию