Глава ГКНБ Орозбек Омубаев во вторник рассказал, в чем конкретно обвиняют Алмазбека Атамбаева. По его версии, бывший президент «хотел крови», чтобы спровоцировать противостояние, поэтому стрелял в сотрудников спецназа на поражение. Как рассказывает Омубаев, Атамбаев знал о готовящемся штурме и из-за этого держал рядом женщин и детей, в день он платил им по 2–3 тысячи сомов (около 2–3 тысяч рублей). Учитывая, что в январе–мае 2018 года среднемесячная заработная плата составила 15,4 тыс. сомов, то сумма весьма приличная. К штурму политик подготовился основательно: камни были заранее сложены вокруг ворот резиденции, окна и двери закрыты решетками, в доме нашли горы мешков с песком, чтобы строить баррикады. Более того, спецназ нашел снайперскую винтовку Драгунова и два цинковых ящика по 480 патронов в каждом. «Он приготовил почти 1000 патронов, четыре-пять винтовок, пистолеты. Он готовился к этому», — утверждает глава ГКНБ.
Жертв во время штурма избежать не удалось. Во время штурма погиб замначальника «Альфы» Усен Ниязбеков. Судмедэкспертиза показала, что стрелок целился прямо в сердце под бронежилет. Он не единственный, кто получил огнестрельное ранение. Старший лейтенант получил ранение обеих кистей. Майор получил огнестрельное ранение левого плеча, рядом с сердцем. Еще одному лейтенанту пуля попала в грудную клетку. А полковнику — в живот. Всего, по словам Омубаева, в больницы обратились 170 человек. Из них 79 — сотрудники милиции, 30 — спецназовцы и остальные — граждане, которые находились в резиденции. Сам экс-президент признался, что использовал огнестрельное оружие якобы в целях самообороны.
На защиту Атамбаева встал его сын Кадыр. Он поклялся, что ни разу не видел, чтобы тот когда-либо использовал оружие. «Мании стрелять по мишеням с велосипеда у него не было», — сказал Кадыр, вероятно, намекая на президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. «МК» поинтересовался, что теперь может грозить экс-президенту.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Эльмира НОГОЙБАЕВА, руководитель киргизского аналитического центра «Полис Азия»:
— Пакет обвинений относительно Атамбаева только формируется. Статья по убийству очень сложная и пока только отрабатывается. По сути, доказать, кто именно убил спецназовца, будет трудно, но Атамбаев взял вину на себя. Отношение жителей Кыргызстана к экс-президенту разное. Его далеко не все поддерживают, потому что, когда он руководил страной, зарекомендовал себя фигурой популистской и коррумпированной. Но я думаю, что ситуация, которая сложилась сейчас, дает ему шанс сформировать образ жертвы. Он будет его поддерживать, беря на себя вину за преступления. Атамбаев — человек артистического склада, и в политике ему это качество даст возможность наращивать сторонников. Многое будет зависеть от того, как будет вести себя власть и прокуратура по этому вопросу. Если расследование будет открытым, с полной базой доказательств, то его образ можно будет разрушить.
Марс САРИЕВ, независимый политолог из Бишкека:
— Обвинения против экс-президента очень тяжкие и тянут на пожизненный срок. Сейчас идут массовые задержания людей, которые участвовали в охране резиденции Атамбаева. Задача власти — показать экс-президента как человека, который готовил госпереворот и стрелял в спецназовцев. Еще в страну прилетел Омурбек Бабанов, который имеет соглашение с действующей властью и должен оттянуть на себя протестный электорат, что у него вполне хорошо получается. Поэтому на большую поддержку Атамбаеву надеяться не приходится. В любом случае не факт, что Атамбаева надолго посадят в тюрьму. Есть некоторая информация, что во время последнего штурма он говорил с Москвой, и Кремль посоветовал ему сдаться с последующей экстрадицией.
Читайте также: Атамбаеву предъявлено обвинение в убийстве