Законодательство западных стран имеет куда более жесткий, чем в России, набор требований к порядку проведения демонстраций и шествий. За злоупотребление правом на свободу собраний во всех развитых демократических странах предусмотрена уголовная ответственность.
Так, во Франции уведомление необходимо подавать в жестко обозначенные сроки — не ранее 15 и не позднее 3 дней до начала мероприятия. Те, кто решится провести митинг без разрешения, будут оштрафованы на 7,5 тыс. евро или на полгода попадут за решетку. Что ждет тех, кто окажет сопротивление полиции, наглядно продемонстрировал разгон «желтых жилетов». Французские полицейские не стеснялись в своих действиях: в ход пустили и резиновые пули, и газ. В результате за все время протестов (с ноября прошлого года) в столкновениях с полицией были ранены 2500 человек, еще 11 погибли.
В Германии запрещены любые собрания возле зданий органов власти и конституционного суда. Там нельзя маскировать лица, за это предусмотрена уголовная ответственность. Только за одни призывы к участию в несанкционированном митинге в этой стране можно лишиться свободы на год. А если организаторы хоть немного отступят от согласованной формы мероприятия, то попадут в тюрьму на полгода или получат штраф «до 180 дневных норм оплаты труда» — то есть фактически полгода будут работать на государство. Что касается рядовых участников, то их тоже ждут бьющие по карману меры: просто пришел — выложи 511 евро. Отказался незамедлительно покинуть мероприятие по требованию полиции или препятствовал полицейским при его разгоне — разорись еще на 1278 евро.
В Финляндии организация и участие в не разрешенном властями мероприятии, нарушение общественного порядка при его проведении, неисполнение требований полиции караются поистине драконовскими штрафами — до 15 тысяч евро. Или добро пожаловать на нары на срок до 3 лет.
В Швеции наказание за несанкционированные митинги суровое: организаторам грозит лишение свободы до 4 лет, участникам — до 2 лет.
В Великобритании каждый применивший незаконную силу будет обвиняться в организации массовых беспорядков с назначением наказания до 10 лет тюрьмы...
А как с этим в США, где постоянно поучают Россию?
«Права на свободу слова и собраний, являясь фундаментальными для нашего демократического общества, тем не менее не означают, что каждый, кто желает выразить свое мнение или идеи, может сделать это публично в любом общественном месте или же в любое время».
Это цитата из решения Верховного суда США по делу «Кокс против штата Луизиана» (кому интересно, могут почитать о нем). Этим решением американский суд еще в 60-е годы прошлого столетия сформулировал государственную позицию по вопросу соотношения свободы слова и собраний, с одной стороны, и поддержанию правопорядка и свободы передвижения в общественных местах — с другой.
Вывод: бытующее во многих умах представление о некой «абсолютной» и «неограниченной» свободе волеизъявления, которая якобы действует в ведущих демократических странах, — миф. Местным властям во всех странах развитой демократии предоставлена широкая самостоятельность в определении — как допустимости самих мероприятий, так и степени жесткости ответных действий на различное выражение свободы. Потому что власти защищают права большинства своих граждан и интересы государства, чьи безопасность и интересы всегда остаются в приоритете перед выражением свободы любых групп.
А вот каким способом эти приоритеты расставляются...
■ ■ ■
Возьмем США, события последних лет. В Интернете достаточно видео по этому поводу, найти их несложно.
Штат Род-Айленд. Август 2007 года. Александра Свобода вышла на вполне себе мирную акцию протеста, в которой участвовали рабочие, недовольные тяжелыми условиями труда. Ее выхватили из толпы полицейские. С одной слабой женщиной «разбирались» сразу трое стражей порядка. Ее жестко бросили на землю. Александра закричала, почувствовав сильнейшую боль в колене. Но один из полицейских, несмотря на это, сел на нее сверху. В результате ей вывихнули колено, повредили подколенную артерию и мениск, сломали голень и берцовую кость. Ногу Александры врачи с трудом спасли от ампутации, женщина год не могла ходить.
В мае 2011 года несколько молодых людей с активной гражданской позицией решили проверить, как в США соблюдаются законы. По законам страны танцы в публичных местах не запрещены, и уж тем более не являются преступлением. Вот они и станцевали в мемориале Джефферсона. Их всех тут же арестовали.
Еще 2011 год, сентябрь. В Нью-Йорке проходит акция «Захвати Уолл-стрит». Группа молодых девушек пострадала от действий полицейского, который распылил в их сторону перцовый газ. За это ему всего лишь немного сократили отпуск и перевели в другой район работы.
В Калифорнийском университете, где проходила мирная акция протеста, другой полицейский очень своеобразно облегчил работу своим коллегам. Чтобы тем было легче вязать студентов, коп просто залил им глаза перечным газом.
Подобный газ для разгона протестующих полиция применила и во время мирной акции «Захвати Сиэтл». Среди пострадавших оказались 84-летняя старушка и одна беременная женщина...
Можно продолжать сколько угодно.
Согласно статистике, собранной газетой The Guardian, сотрудники полиции в США за несколько дней убивают больше людей, чем полицейские других стран за несколько лет. Газета привела очень «говорящие» сравнения. За один только месяц случаев гибели граждан от рук полицейских зафиксировано значительно больше, чем в Австралии за последние 19 лет. А за 24 дня декабря 2015 года американские стражи порядка застрелили больше людей, чем валлийские и английские вместе взятые за последние 24 года! В 2017 году из-за применения американскими полицейскими оружия погибли 987 человек, что на 21 человека больше, чем годом ранее. При этом в 2016 году было убито 963 человека.
Тенденция, как говорится, налицо — количество погибших от рук американской полиции растет с каждым годом. Но на официальном уровне такая статистика никогда не была бы опубликована. Газете, чтобы выявить правду о своих правоохранителях, пришлось провести масштабный анализ судебных документов и полицейских отчетов.
■ ■ ■
А как реагируют силовики других стран на события, подобные тем, что состоялись в столице 27 июля?
Практически одновременно с московским митингом акция неповиновения прошла в Гонконге. Демонстранты швыряли в полицейских кирпичи и бутылки. Те не остались в долгу, они применили против демонстрантов слезоточивый газ и резиновые пули.
2010 год. Германия, Штутгарт. Инженер Дитрих Вагнер, 66 лет, попал под струю водомета во время участия в демонстрации против строительства городского вокзала. Его лицо сильно пострадало. А кроме того, струей воды немцу разорвало веки, повредило сетчатку и даже хрусталики глаз. Вагнер практически ослеп — читать или водить машину он уже не сможет. Применение водомета полицейские обосновали тем, что Вагнер запустил в их сторону… каштаном.
Канада. 27 марта 2015 года. Полицейские обильно полили слезоточивым газом сразу сотню студентов, которые осмелились выказать недовольство бюджетной политикой и другими действиями правительства.
В немецком Франкфурте в 2013 году была подавлена санкционированная демонстрация против финансовой политики банков Евросоюза. Травмы получили около ста человек...
Великобритания. Здесь силовики традиционно разгоняют бунтовщиков газом, травматическим оружием и водометами.
Перечень митингов, подавленных в европейских столицах в последние годы с применением насилия, можно продолжать.
Вопрос в том, насколько они сравнимы с действиями московской полиции 27 июля?
«Я думаю, что у нас орда, а там цивилизация. Це Европа, — с сарказмом говорит полковник в запасе Владимир Кошелев. — Поэтому там можно погонять и дубинами народ, и слезоточивым газом, и водометами».
По словам Кошелева, в России, глазами западных наблюдателей, — «диктатура», «тоталитарный режим, авторитарный режим, ГУЛАГ».
— Поэтому у нас все помягче, — продолжает иронизировать эксперт. — А у них там супердемократия и так далее. А супердемократия в их понимании подразумевает и дубинки, и водометы, и слезоточивый газ, и все это в более ожесточенной форме.
■ ■ ■
Так что же было в Москве?
Как и в других упомянутых странах, в задачи нашей полиции входит сохранение порядка в городе, в том числе во время проведения несанкционированных акций. Москва не была исключением. На время проведения незаконной оппозиционной акции безопасность в центре столицы была усилена. Сотрудники Росгвардии и полиции в рамках законодательства не давали особо активным манифестантам «замутить» массовые беспорядки, способные привести к жертвам. Например, позволить митингующим перегородить автомагистрали — тогда некоторые водители, вероятно, разогнали бы дорожные митинги с помощью монтировок…
Но давайте будем реалистами: 27 июля полицейские в Москве не зверствовали. Они могли по закону, но не стали применять спецсредства, которые давно не боятся использовать их коллеги в «странах развитой демократии». Разве кто-то заявил о том, что в Москве были применены резиновые пули, водометы или слезоточивый газ? Все видели, что сотрудники Росгвардии действовали без всяких светошумовых гранат и других вспомогательных средств. Они лишь вылавливали нарушителей и сажали их в автозаки.
«По итогам прошедших выходных в скорую помощь Москвы обратилось сравнительно небольшое количество участников несанкционированных мероприятий Сегодня ни одного из доставленных в больницы жителей, получивших травмы в ходе митинга, не осталось в стационарах», — сообщил после событий главный внештатный специалист по первой помощи, заместитель директора Центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы Сергей Гуменюк. По его словам, это «говорит об адекватности принимаемых правоохранительными органами мер».
«На Западе даже в рамках санкционированных митингов часто происходят беспорядки, когда полиция начинает применять резиновые пули, слезоточивый газ, а также все другие атрибуты полицейского арсенала, поэтому нам все это замалчивать не стоит, а нужно показать, что двойные стандарты с Россией не работают, — говорит зампредседателя Госдумы по евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий. — Мы здесь защищаем людей, которые шли по Тверской, вышли туда с детьми на прогулку, когда там же оказалась свезенная со всей Москвы, Подмосковья и других регионов беснующая толпа... Ведь эта попытка массовых беспорядков могла перерасти во что-то более масштабное и привести к жертвам со стороны мирного населения. Таким образом, московские полицейские сработали в столице на пять баллов».