«Очередное тяжелое утро. Обстрел Зайцево, Гольма и посёлка шахты Гагарина. Посёлок без газа» - запись от 11 июля администратора Горловки Ивана Приходько посвященным говорит много. Украинская часть Зайцево, равно как и Майорск, и село Жованка без газа с 2014 года, газопровод между Горловкой и ее оставшимися «под Украиной» пригородами перебит, в самой Жованке газовая ветка «воздушная» - соответственно тоже многократно пробитая пулями и осколками, а местами порезана на металлолом.
Тут на подконтрольной Украине малой части Горловки готовятся голосовать за большую часть города, в 51-м украинском избирательном округе шесть сотен оставшихся «горловских» избирателей определят полноценного народного депутата Украины на самом маленьком на сейчас избирательном субъекте грядущих через неделю украинских парламентских выборов. В избирательном законодательстве Украины нет понятия «неподконтрольная территория» и нет понятия отмены выборов - результаты голосования могут быть установлены даже по паре проголосовавших участков. ЦИК просто по закону «не видит» отсутствующие части избирательных округов и даже куски избирательных участков. На двух сохранившихся участках в Зайцево в списках 2800 избирателей, на последних президентских выборах голосовало 600. Село разбито линией фронта на части неравномерно - школа, клуб, амбулатория- все осталось «у ДНР». А вот здание нынешней военно-гражданской администрации и участковой избирательной комиссии строго в «серой зоне» за шлагбаумом. И пара тысяч избирателей, имеющих вполне легальное право голосовать (они и в списках есть!) живут в ДНР, но чисто теоретически могут перейти пешком через КППВ рядом и полностью изменить расклад на выборах полноценного депутата украинской Верховной Рады. Отсюда такой ажиотаж вокруг намерения безбашенной Надежды Савченко сходить поагитировать за себя «в Горловку», в ДНР. Надежда Савченко один из 26 претендентов на депутатский мандат в усеченном округе и в Горловку она ехать действительно собиралась. Но 11 июля в Бахмуте ей было окончательно отказано в получении пропуска СБУ «на оккупированную территорию».
«Я связывалась с людьми с той стороны, они сначала сказали: «Подумаем!», потом дали добро на проезд и любые встречи!» - сообщила «МК» Надежда Савченко.
Ее округ удивительный - все это пригороды Горловки, только во время войны получивший свои громкие имена. Ближе всего к войне Жованка - здесь сейчас живет 132 человека, до войны было 600. Два родных кладбища - их тут почему-то называли «Украинское» и «Русское» - недоступны последние три года из-за войны, газа нет, электричество есть, но в разгар боев село полтора года прожило без света. Вода мелкой мутной струйкой течет из крана, но на полив ее не хватает. Автобус возит в ближайший Бахмут (бывший Артемовск) за недорогими продуктами и лекарствами по вторникам и четвергам, в местном магазине типично «военный» ассортимент - сладости, яйца, колбаса, стиральный порошок, бритвенные принадлежности и зубная паста.
В соседнем Зайцево, в украинской части села практически на каждом доме табличка «восстановлен на деньги Министерства иностранных дел Германии», это до войны весьма благополучные места, печки для дров как в Жованке тут сохранились не везде.
Люди тут живут с буржуйками, без газа, но зато сегодня местами и без мусора. 9 июля без предупреждения кого бы то ни было на КПВВ «Майорск» нагрянул новый глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Кириенко и дал разгон всем за горы мусора на главном в этих местах пункте перехода через линию соприкосновения. Мусор убрали, а 33-летний бывший военный прокурор Кириенко поехал утверждать себя в качестве нового хозяина украинской части области дальше и 10 июля появился с кортежем уже под Мариуполем в окрестностях КПВВ Гнутово и там, где-то под селом Гранитное (оно тоже разделено линией соприкосновения) в грузовик с охраной прилетела управляемая противотанковая ракета - один солдат погиб, один ранен. Президент Украины Владимир Зеленский выступил с гневным заявлением. «Обстрел в Гранитном расцениваю как попытку сорвать минский процесс и поставить под угрозу договоренности о возобновлении переговоров в нормандском формате» - написали на сайте украинского президента.
Его партия и он сам на юго-востоке страны пока на коне. Но не в прифронтовом 51-м округе под Горловкой. Тут Зеленского больше клянут - тут четко осознали простую истину. «После его инаугурации чаще стрелять стали!» - практически хором кричат местные под полуразрушенной пятиэтажкой в Зайцево.