МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Путин выступил по Грузии в роли сапера

Уроки грузинского кризиса : маленькая мина обезврежена, большая — нет

А из Владимира Путина мог бы получиться неплохой сапер. Отвергнув в подчеркнуто спокойном тоне инициативу Госдумы о введении новых жестких санкций против Грузии, ВВП поломал Саакашвили всю игру и радикально изменил динамику конфликта.

Фото: kremlin.ru

Еще в понедельник грузинский телесквернослов Георгий Габуния воспрининимался как гигантская демоническая фигура, способная за пять минут уничтожить все результаты семилетнего процесса постепенного восстановления отношений между Москвой и Тбилиси. После выступления Путина Габуния как будто сник и превратился в того, кем он, по сути, и является: агрессивного, но совершенно не интересного карлика, способного лишь что-то там злобно шипеть.

Занятую хозяином Кремля позицию можно считать оптимальной и с точки зрения самообороны. В политике очень важно не показывать свою уязвимость. Если бы ответ российской власти на краткую матерную реплику никому до сей поры в нашей стране не известного грузинского телеведущего был бы эмоциональным и масштабным, это стало бы совершенно однозначным сигналом для всех многочисленных недоброжелателей ВВП: удар Габунии попал в цель, Путин уязвим для подобного рода низкопробных атак.

Демонстративно равнодушная реакция Путина на произошедшее заранее обессмысливает “труд” возможных подражателей Габунии. Весь смысл буллинга (так сейчас модно называть травлю) заключается в провоцировании жертвы на эмоциональную реакцию. Но если “жертва” отказывается быть жертвой, буллинг в глазах своего организатора вмиг теряет свою привлекательность и становится пресным и неинтересным. А зачем дублировать то, что уже показало свою неэффективность?

Важным является также и то, что реакция России на атаку команды Саакашвили ни в коем случае не является ответом с позиции слабости. Я пока не знаю, был ли “драматический конфликт” между Госдумой и Кремлей заранее срежисированным, или так получилось случайно. Но это, собственно, представляет сейчас уже чисто научный интерес. А вот что является значимым уже с политической точки зрения, так это то, что на этот раз дуэт Кремля и Охотного ряда сработал как по нотам – так, как надо. Грузинскому обществу была показана и потенциальная цена низкопробной атаки на Россию, и ее великодушие.

По замыслу команды Саакашвили, матерный бенефис Георгия Габунии должен был стать вишенкой на торте: “зацементированием” того урона, который был нанесен отношениям Москвы и Тбилиси после появления российского депутата в кресле спикера грузинского парламента. Вместо этого размазанным по асфальту оказался сам “торт”: можно ли было еще недавно представить себе возможность возможность возникновения в Тбилиси стихийных акций протеста против провокаций в адрес России? Не сумев вовремя остановиться, команда Саакашвили сделала это явью! Эффект от удачно проведенной политической комбинации под условным названием “штурм парламента” в значительной степени сведен на нет.

Это все очень хорошие новости для российской дипломатии. Но есть и новости менее хорошие – или даже откровенно плохие. До грузинских парламентских выборов 2020 года – в преддвериии которых соратники Саакашвили и начали старательно раскачивать “ лодку” отношений Москвы и Тбилиси – осталось еще больше года. У команды вернувшегося сейчас на Украину и уже успевшего вляпаться в скандал с якобы покалеченной в драке пенсионеркой экс-президента Грузии есть время перегруппироваться, извлечь уроки из своих ошибок и попробовать зайти с другой стороны.

Соратники Саакашвили это прекрасно понимают и поэтому не чувствуют себя особо побитыми. Начальник “журналиста” Габунии, генеральный директор канала “Рустави 2” Николоз Гварамия прокричал в телеэфире: “Да черт с этим “Боржоми” и вином! Теперь мы должны сказать, что Путин хороший, чтобы кто-то “Боржоми”, вино и “Набеглави” ввозил в Россию? Да я мочился во все это! Мне все равно!” Такой “крик души” (или того, что находится пониже) явно не свидетельствует об особо радостном настроении гендиректора главного телевизионнного пропагандистского рупора Саакашвили. Но никаких следов раскаяния в этом заявлении тоже нет. Босс “Рустави 2” обозлен неудачей и прямо-таки изнемогает от желания попробовать еще.

И здесь мы подходим к основной проблеме. Российской дипломатии удалось обезвредить только “мину локального значения”. Угрожающая в любой момент ввергнуть отношения между Москвой и Тбилиси в состояние острого кризиса мина большего размера осталась на месте. Как я уже писал, развитие экономических связей между Россией и Грузией – это прекрасно. Но это никоим образом не может полностью компенсировать отсутствие прогресса в сфере политических отношений двух стран. Разумеется, достижение полного политического взаимопонимания Москвы и Тбилиси в силу понятных причин не является тем, чего реалистично можно ожидать. Но должно быть хотя бы движение к такому политическому взаимопониманию – если не полному и постоянному, то хотя бы временному и промежуточному. Вместо этого все последние годы мы имели бег на месте.

Возможно, сейчас ситуация несколько улучшится. У Москвы сейчас увеличилось пространство для маневра. Раньше мы имели только такой козырь и рычаг воздействия как перспектива отмены визового режима для граждан Грузии. Сейчас к этому добавилась перспектива возобновления прямого авиационного сообщения между двумя странами. Но то, что события будут развиваться в правильном направлении, никим образом не гарантировано. Парламентский и матерный кризисы ярко осветили не настраивающую на оптимистический лад особенность нынешней грузинской политической сцены. Противники российско-грузинской разрядки агрессивны, мотивированы и только и ждут удобного момента, чтобы пойти в атаку. Сторонники российско-грузинского сближения, напротив, робки словно зайцы и готовы перекраситься в политические цвета своих противников при малейшем признаке опасности.

С таким партнером сложно договариваться о чем-то долгосрочном – даже при условии, что парламентские выборы 2020 года окажутся удачными для нынешней грузинской правящей команды. Однако, как я люблю повторять, все познается в сравнении. Перезагрузку отношений Москвы и Тбилиси можно при желании считать своеобразной разминкой перед неизбежной в принципе, но отнюдь не в ближайшем будущем перезагрузкой отношений Москвы и Киева. Сравнили? Оценили несоразмерность масштаба трудностей и задач? Я оценил, и “несвятая троица” Саакашвили, Гварамия и Габунии сразу показалась мне не такой уж и злобной.

Читайте материал «Мама Габуния в шоке от происходящего вокруг сына»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах