«Мы полностью готовы к тому, чтобы начать обогащать уран до любого уровня и в любых количествах», — заявил официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камалванди. Пока Тегеран увеличил уровень обогащения урана только до 5%, что, однако, уже является нарушением условий «ядерной сделки» (Совместного всеобъемлющего плана действий — СВПД). Ранее он превысил допустимые запасы обогащенного урана.
Считается, что 20% уровень обогащения поставит Иран на путь получения ядерного оружия. Пока страна далека от этого, но ее руководство пообещало поэтапно, каждые 60 дней, отказываться от «ядерной сделки», если Европа не сможет защитить ее экономику от американских санкций.
«Они обогащают только по одной причине, я вам ее не буду говорить, — заявил президент США Дональд Трамп. — Но она нехорошая, и лучше бы Ирану быть осторожней». Госсекретарь Майк Помпео пригрозил ввести новые санкции против Исламской Республики в ответ на расширение ядерной программы.
Осудили решение Тегерана и другие участники СВПД — Германия, Великобритания и Франция. «Мы все еще хотим, чтобы эта сделка снова заработала, — подчеркнул британский министр иностранных дел Джереми Хант. — Мы подождем независимой оценки соответствующего международного органа перед тем, как принять решение о дальнейших шагах. Но очевидно, что, если Иран нарушает сделку, он столкнется с серьезными последствиями».
Евросоюз ранее разработал правовой механизм, позволяющий компаниям торговать с Ираном в обход американских санкций. Однако потери от самых болезненных ограничительных мер — нефтяных — он не компенсировал. Тегеран ждет от Европы более решительных шагов в защиту своих интересов, но она не готова отказаться от союза с Вашингтоном ради Ирана, считает опрошенный «МК» эксперт.
«Европа, если захочет, конечно, сможет каким-то образом защитить Иран, полагает член Европейского общества иранистов Владимир Юртаев. — Но вопрос ведь в цене этого действия. Для Европы пойти против Соединенных Штатов означает потерять определенность в своем будущем. Они не могут променять отношения с ведущей страной Запада и НАТО на отношения с не самым большим азиатским государством. Несмотря на некоторые попытки европейцев выстроить иные линии, американцы, судя по всему, решили ситуацию дожать. В результате мы, скорее всего, увидим, как Евросоюз закроет свои страны для сотрудничества с Ираном, а Иран потеряет единственного надежного партнера на Западе. Речь идет прежде всего об экономических отношениях, ведь Иран торгует в основном с Европой.
В этом случае произойдет второй обвал торговли и отношений Ирана с Европой в XXI веке. Тегеран поймет, что надежность этих партнеров движется к нулю и начнет переориентацию своей торговли на другие страны, в первую очередь, соседние, возможно, Китай, Россию, другие страны БРИКС и Японию, которая делала серьезные попытки быть посредником в этом конфликте.
Что же касается ядерной программы, пока действуют все запрещающие решения, в том числе фетвы высшего руководителя Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи относительно того, что Иран не должен создавать, производить ядерное оружие и обладать им. В этом смысле никаких изменений политики Тегерана я не наблюдаю. Обогащение, которым он готов заняться, это право страны на реализацию программы мирного атома».