МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперты раскрыли особенности ядерной установки подлодки погибших подводников

Нормально заглушенный реактор опасности не представляет

Президент России Владимир Путин в четверг, 4 июля, сообщил о том, что глубоководная подлодка, на борту которой 1 июля в результате пожара погибли 14 военно-морских офицеров, оснащена ядерной энергетической установкой. Сообщалось, что военные моряки ценой своей жизни потушили пожар, спасли подлодку и реактор. «МК» расспросил экспертов, как системы защиты предусмотрены для ядерных энергоустановок субмарин.

Как доложил президенту страны министр обороны Сергей Шойгу, «действиями экипажа выполнены все необходимые мероприятия по защите установки, она полностью в работоспособном состоянии».

Какие системы защиты подводных реакторов существуют? Вот что сказал, отвечая на этот вопрос известный военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский: «Никакой аварии ядерной энергоустановки не было. В том случае, если бы лодку не удалось спасти и она бы затонула, то ее бы потом просто подняли без последствий для ядерной безопасности окружающего пространства. И это не голословное утверждение. Есть такой опыт с атомной подлодкой «Курск», которая, как известно, затонула в результате аварии. Но это также не привело к аварии ее ядерной энергоустановки».

В свою очередь, военный эксперт Олег Желтоножко считает, что «все неприятности с ядерными установками в немалой степени зависели от конструкции самой установки».

«Авария чернобыльского реактора была логичным следствием именно той концепции реактора, которая была заложена при его проектировании. Это прежде всего отсутствие прочного корпуса, - сказал эксперт. - То, что сейчас считается непременным атрибутом современной ядерной установки – это наличие герметичного купола, внутри которого все неприятности, не выходя наружу, и могут произойти».

По его словам, «точно так же сегодня в проектировании каждого реактора считается необходимым наличие некоей полости, в которую, при любых «ЧП» должна «стекать» расплавленная активная зона, опять-таки без выхода наружу».

«Кроме того, - отметил Олег Желтоножко, - все морские реакторы изначально задумываются в капсульном виде. То есть это полностью герметичные конструкции».

Он отметил, что сам реактор на атомной субмарине обладает достаточной прочностью.

«Требования норм прочности к транспортному реактору, в отличие от стационарного, изначально закладываются повышенные. Все герметично. Это обеспечивает эффективную защиту от утечек при любой ситуации. Та же история с «Курском» доказала, что при аварии нормально заглушенный реактор никакой опасности не представляет. После той трагедии, было несколько экспедиций к затонувшей лодке, которые искали возможные ядерные утечки, но ничего не нашли. И было доказано, что конструктивно вся защита сработала и никакой опасности этот реактор не представляет».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах