После трехсторонних переговоров — первого эпизода в современной истории, когда лидеры США, Южной Кореи и КНДР сидели за одним столом — было объявлено, что Вашингтон и Пхеньян возобновят консультации по вопросу денуклеаризации. Трамп заявил, что санкции в отношении Северной Кореи остаются в силе, хотя он лично хочет, чтобы однажды они был сняты. В течении следующих двух-трех недель главный переговорщик США по северокорейской проблеме Стивен Биган встретится с коллегами из КНДР, чтобы «согласовать детали». «Скорость тут не главное, — подчеркнул Трамп, — посмотрим, удастся ли нам заключить хорошее, всеобъемлющее соглашение».
«Эта встреча показала, что теперь мы можем встречаться в любое время», — в свою очередь заявил Ким Чен Ын. Американский президент также пригласил его в Белый дом, но о дате и формате подобного визита больше ничего не известно.
Самым запоминающимся эпизодом переговоров стал момент, когда Трамп и Ким вместе пересекли границу и немного прошлись по территории демилитаризованной зоны с северокорейской стороны. Ранее ни один американский президент не посещал КНДР, пусть и с таким кратким визитом. «Я спросил его, хочет ли он, чтобы я пересек эту линию, — поделился Трамп деталями разговора с Ким Чен Ыном. — Он ответил, что это будет честью для него».
Западные журналисты описали происходящее как «хаос» и «импровизацию». О готовящихся переговорах действительно не сообщили заранее. В субботу, 29 июня, Дональд Трамп, еще находясь в японской Осаке на саммите «Большой двадцадки» опубликовал в Твиттере следующее сообщение: «После нескольких очень важных встреч, в том числе с президентом Китая Си, я отправляюсь из Японии в Южную Корею (к президенту Мун Чжэ Ину). Если руководитель Северной Кореи Ким читает это, я бы встретился с ним на границе/ДМЗ, просто чтобы пожать руки и поздороваться».
Известно, что Пхеньян всегда очень тщательно готовится к переговорам такого уровня, продумывая каждую деталь. Поэтому после спонтанного и неформального приглашения Трампа казалось маловероятным, что Ким на него откликнется. Особенно в свете провала предыдущего двустороннего саммита в Ханое, который лидеры США и Северной Кореи покинули досрочно, так и не подписав совместного заявления. После этого отношения двух стран обострились, а Пхеньян впервые за долгое время провел показательные ракетные учения. И все же Ким Чен Ын явился по первому зову и 30 июня уже жал руку Трампу на границе двух враждующих государств. Позже он поделился с прессой, что был «очень удивлен» подобным приглашением.
Трамп назвал произошедшее «историческим, легендарным» моментом, и на этот раз даже не сильно преувеличил. Он не только стал первым американским лидером, прогулявшимся по Северной Корее, но и нарушил традиционный дресс-код своих коллег. Предыдущие президенты США посещали демилитаризованную зону в одежде военного покроя, Трамп же облачился в костюм с галстуком — знак надежды на дружбу. Ким тоже отошел от традиций и отвечал на вопросы окруживших его журналистов. А вместо «просто рукопожатия» у них получился полноценный разговор длинною в 50 минут. Впрочем, эксперты призывают не верить в эту «счастливую случайность».
«Конечно, нам показали небольшой спектакль, — комментирует «МК» профессор Университета Кукмин (Сеул) Андрей Ланьков. — То, как это представили публике, выглядит довольно смешно. Конечно, такие мероприятия готовятся заранее и данную встречу в течение недели все специалисты ожидали, обсуждали и к ней готовились. Возникает вопрос, почему она подается в таком странном виде. Почему необходимо было изобразить, как будто господин Трамп зашел в кафе, а там сидит господин Ким, и они так немного непринужденно поговорили?
Причина проста. Им нужно было провести встречу, которая подтвердила бы готовность всех трех лидеров в дальнейшему продолжению переговорного процесса и при этом не создала бы той ситуации, при которой необходимо произвести на свет какой-то конкретный документ. Связано это с тем, что заключить соглашение сейчас достаточно затруднительно. А останавливать переговорный процесс не хотят ни Трамп, ни Ким, ни Мун. У каждого свои соображения.
Трамп действительно хочет как-то решить ядерный вопрос, и на условиях более менее приемлемых для Соединенных Штатов. Хотя в глубине души он, скорее всего, понимает, что ни о каком ядерном разоружении Северной Кореи речи не идет. Неслучайно, в ходе сегодняшних бесед слово «денуклеаризация» звучало существенно реже, чем обычно.
Киму после неудачи в Ханое необходимо показать, в первую очередь, внутренней аудиторий, в которой есть определенное недовольство им, что американцы его не обвели вокруг пальца, а Ханой был просто частью какой-то сложной многоходовой комбинации. Иными словами, что существует некий «план Ким Чен Ына».
А южнокорейскому президенту Мун Чжэ Ину нужно было продемонстрировать, что переговоры продолжаются, и таким образом набрать очки. Его поддержка и популярность в стране во многом связаны с его успехами на северокорейском направлении. Если этот переговорный процесс не поддерживать, это может привести к обострению конфронтации и, возможно, даже войне на Корейском полуострове.
Поэтому у всех трех участников было желание провести нечто символическое, красивое, сияющее, и при этом не брать на себя никаких конкретных обязательств, потому что на их выработку потребовались бы месяцы, которых у них пока не было».