26 июня вечером в Страсбурге окончательно решался вопрос о том, возвращаются ли россияне в Парламентскую Ассамблею Совета Европы: предстояло пройти через процедуру подтверждения полномочий национальной делегации. Утром того же дня в Москве в ходе пленарного заседаний Госдумы спикер Вячеслав Володин, сорвав аплодисменты депутатов, ещё раз напомнил: если полномочия российской делегации будут хоть в малейшей степени урезаны, она в Страсбурге не задержится. (Напомним: в 2014 году после присоединения Крыма наши депутаты и сенаторы были лишены права голосовать на сессиях, входить в руководящие органы Ассамблеи и участвовать в мониторинговых миссиях, в знак протеста против этих санкций россияне с 2015 года не работали в ПАСЕ, а с 2017 года прекратили платить взносы в бюджет Совета Европы.)
Руководству Совета Европы, парламентской структурой которого является ПАСЕ, было принципиально важно, чтобы россияне приняли участие в выборах нового генсека СЕ: тайное голосование по этому вопросу началось утром 26 июня и должно было завершиться вечером. Россияне успели отдать свои голоса буквально за две минуты до финала, потому что после почти трехчасового бурного обсуждения большинством голосов (116 «за», 62 «против», 15 воздержалось) ПАСЕ наконец приняла резолюцию, подтверждающую полномочия нашей делегации в полном объеме.
Россияне в ходе дискуссии вели себя корректно, демонстрируя конструктивный настрой и желание в ПАСЕ задержаться. «Россия никогда от своих обязательств не отказывалась и отказываться не собирается вне зависимости от того, как дальше будет развиваться ситуация. 98% решений ЕСПЧ выполняется Российской Федерацией. Мы готовы и к мониторингу, и к обсуждению всех тех проблем, о которых все наши коллеги говорили. Но для того, чтобы был диалог, необходимы две стороны»,- заявил в своем выступлении глава российской делегации, вице-спикер Госдумы Петр Толстой («ЕР»).
Говоря о готовности к мониторингу и «обсуждению всех тех проблем», он имел в виду ту часть резолюции, что посвящена разногласиям. Выразив сожаление в связи с тем, что россияне в течение последних лет не сотрудничали с мониторинговой миссией ПАСЕ (отслеживает выполнение обязательств в области прав человека в странах, ставших членами СЕ, и должна раз в два года представлять доклады, но из-за конфликта применительно к России последние годы это было невозможно), Ассамблея признала «ряд обостряющихся негативных тенденций в области демократии, верховенства права и прав человека» в России. Присоединение Крыма в документе называется «незаконной аннексией», а события на юго-востоке Украины - «военной агрессией», и тут ничего не изменилось. Но предпочтя такой способ решения проблем, как диалог, ПАСЕ призвала Россию начать незамедлительно работу во всех структурах и руководящих органах организации.
Резолюция также «призывает» РФ (но не требует) освободить всех украинских моряков, захваченных в Керченском проливе, незамедлительно уплатить членские взносы в Совет Европы (накопившийся долг - около 70 млн евро), «безоговорочно и в полном объеме сотрудничать с объединенной следственной группой и прокуратурой Нидерландов в привлечении к ответственности виновных в крушении» над территорией ДНР малайзийского «Боинга», «сотрудничать в полном объеме с международным сообществом» в расследовании убийства Бориса Немцова и «принять эффективные меры по предотвращению нарушений прав» россиян нетрадиционной сексуальной ориентации, «в частности, в Чеченской республике».
Комитету по мониторингу ПАСЕ резолюция предписала не позднее апреля 2020 года представить доклад о выполнении Россией своих «обязанностей и обязательств».
Из перечня пожеланий ПАСЕ как минимум одно может быть выполнено в ближайшее время: погашение долга России перед казной Совета Европы. Член российской делегации, сенатор и бывший посол России в США Сергей Кисляк сообщил журналистам, что конкретные сроки выплат определит МИД РФ по согласованию с Минфином.
Тайным голосованием генсеком Совета Европы избрали Марию Пейчинович-Бурич (Хорватия). Замглавы российской делегации и глава думского Комитета по международным делам Леонид Слуцкий (ЛДПР) выразил уверенность в том, что с её приходом Совет Европы «получит дополнительный импульс» в своем развитии. Но сам г-н Слуцкий вице-спикером ПАСЕ так и не стал: его кандидатура, предложенная российской делегацией, не была поддержана большинством Ассамблеи и при повторном голосовании…
Итак, российская делегация в ПАСЕ в составе 18 человек приступила к полноценной работе (численность национальных делегаций зависит от численности населения той или иной страны-члена СЕ). 26 июня вечером члены украинской делегации (12 человек) заявили, что это - «последняя точка», и теперь в знак протеста они и ещё делегации шести стран (Польши, Литвы, Латвии, Словакии, Эстонии и Грузии) обратятся к парламентам своих стран с предложением отозвать свои делегации из ПАСЕ вовсе. Но, как показал следующий день, пока в полном составе уехали лишь делегации Украины, Грузии, Латвии и Эстонии. Впереди, судя по словам членов этих делегаций - консультации со своими правительствами и парламентами о том, как быть дальше. А несколько литовских депутатов в пленарном заседании ПАСЕ 27 июня все же участвовали.
Спикер словацкого парламента сообщил, что лишь один из пяти представителей этой страны в ПАСЕ был против подтверждения полномочий россиян. И в польской делегации (в ней 12 человек) украинский протест поддержали не все. Глава Комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев в разговоре с «МК» сказал: по его мнению, «все они, включая украинскую делегацию, в ПАСЕ вернутся - если не сейчас, то в следующую сессию»…