Антураж, конечно, отличался заметно. И костюмчик на Зеленском после перелета сидел как влитой, а не топорщился складками, как бывало у Петра Порошенко. И первая леди блистала свежестью образа и естественным макияжем. И кортеж украинского президента не распугивал мирно прогуливающихся у Эйфелевой башни парижан и гостей французской столицы, как это делала кавалькада Петра Алексеевича. Напротив, чета Зеленских, держащаяся за ручки во время преодоления брусчатки Елисейского дворца, вызывала умиление и добрые улыбки. А общение с немецкими журналистами, сидя на ступеньках гостиничной лестницы, — удивление и ироничную усмешку.
Но насколько Зеленский отличался от Порошенко внешне, настолько он повторял его в своих словах и посылах. Первым неприятным сюрпризом для тех, кто ожидал скорейшего решения проблемы Донбасса, стали его слова о том, что «мы не готовы на диалог с сепаратистами». То есть украинская власть по-прежнему собирается общаться с представителями ДНР и ЛНР через посредников, а не напрямую, как это значится в Минских соглашениях. При этом Зеленский уверял, что соглашения для Украины очень важны и их нужно выполнять, поскольку «мы не можем ждать еще 5 лет». Однако Зеленский готов говорить о мире на Донбассе с кем угодно — с Францией, Германией, США, Великобританией, даже Россией, но никак не с лидерами самопровозглашенных территорий. Причем, чтобы донести эту мысль, Зеленский во время брифинга даже прервал Эммануэля Макрона, сообщив, что, возможно, из-за ошибки в переводе он был неправильно понят: он готов к Минскому процессу, но «не к диалогу с сепаратистами». Вторая «свежая мысль», которую услышали от Зеленского в Париже, — для достижения мира на Донбассе нужно усилить санкции против России. Уж на что Порошенко был мастером в закручивании гаек, а и то не придумал «самую страшную кару», которой можно еще подвергнуть Россию. Новый президент мог бы хотя бы намекнуть, чем еще можно так сильно на Россию надавить, чтобы украинская армия и донбасские ополченцы перестали стрелять друг в друга.
Сеанс откровений продолжился в Берлине, где новый президент раскрыл корреспондентам издания «Бильд» тайну предстоящей встречи с президентом Путиным. Главу России Владимир Зеленский собирается поприветствовать фразой «Донбасс и Крым — это Украина». Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков уже посоветовал Зеленскому насчет Донбасса поговорить с самими жителями этого региона. «А насчет Крыма уже особо и говорить нечего», — добавил он. В общем, в отношениях с Россией и Донбассом Зеленский следует в фарватере Порошенко. Так же, впрочем, как и в отношениях с ЕС и НАТО, куда нацеленность Украины остается неизменной — о чем он также сообщил немецким журналистам.
Так в чем же отличие внешней политики нового президента Зеленского от прежней власти? Об этом «МК» поговорил с экспертом:
Кирилл Молчанов, замглавы Украинского института анализа и менеджмента:
— Новый президент даже не стремится придумать что-то новое, так как, с одной стороны, у него сейчас нет инструмента для реализации собственных инициатив, а с другой — он всецело поглощен предвыборной кампанией в Верховную раду. Парламент и правительство Украины настроены против президента, он не может им доверять. А на парламентских выборах «слуга народа» победит просто на «хайпе» после успеха Зеленского на президентских выборах. Все что для этого нужно сделать главе государства — избегать любых острых тем до дня голосования. В том числе Зеленскому нужно произносить старые шаблонные фразы. Настоящего Зеленского мы увидим только после парламентских выборов.