30-страничная концепция нового КоАП опубликована на сайте правительства. В КоАП 2001 года рождения внесено уже 4800 изменений, он устарел, утверждается во вступлении к концепции: изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению прав и законных интересов физических и юридических лиц.
На самом деле предстоит написать не один, а три документа. Первый — собственно, сам новый КоАП, с общими положениями и конкретными составами правонарушений. Второй — порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах. Один из членов рабочей группы — первый замглавы думского Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин («ЕР») — обратил внимание «МК» на то, что права участников административного процесса расширяются: предусмотрено, в частности, обязательное участие адвоката при рассмотрении дел, предполагающих арест. «Еще нужно обсчитать, сколько будет стоить бюджету обеспечение этой нормы, но она предполагается», — сказал депутат. И, наконец, в отдельном документе планируется прописать полномочия должностных лиц и органов власти по привлечению к административной ответственности, ведь значительная часть правонарушений наказывается во внесудебном порядке.
Одним из всеми признанных недостатков действующего КоАП является неразбериха в вопросе о разграничении полномочий между центром и регионами. Концепция гласит: именно в федеральном, то есть обязательном к применению на всей территории страны, КоАП должна быть, к примеру, определена ответственность за нарушение конституционных прав граждан (такие как побои, мелкие хищения, хулиганство, оскорбления). От нынешнего правила: «города федерального значения имеют право на особое регулирование» — отказываться власти не намерены, такой подход признан эффективным. Прежде всего речь идет о Москве и Санкт-Петербурге, где вот уже несколько лет за нарушение некоторых ПДД карают штрафами в разы более суровыми, чем в других регионах.
Кроме того, именно в федеральный КоАП решено максимально полно включить составы нарушений, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, сферу благоустройства. Это и нарушение правил содержания животных, и шум в ночное время, и машины на газонах во дворах.
Все правонарушения члены рабочей группы намерены разделить на категории в зависимости от степени тяжести последствий и выделить особую категорию грубых — по ним и сроки давности будут больше, и наказания строже. Со сроками давности тоже хотят разобраться: концепция обещает установить максимальный в два года (то есть равный минимальному сроку давности по уголовным преступлениям): сейчас же в КоАП есть составы со сроками давности и в три года, и даже в шесть лет.
Одним из спорных моментов концепции является декларация о намерении не наказывать как юридических лиц органы госвласти, местного самоуправления, внебюджетные фонды и казенные учреждения — в случае совершения ими административных нарушений предлагается привлекать к персональной ответственности должностных лиц этих организаций, потому что средства у них только бюджетные, и распоряжаться ими они не могут, говорится в документе. Но штрафы для юрлиц, как правило, в разы больше, чем штрафы для лиц должностных!
На 1 апреля 2019 года, по данным ФССП, не исполнено более 18 млн исполнительных производств о назначении административных наказаний. Предлагается распространить скидку в 50% от суммы штрафа для добровольно расплатившихся в течение 20 дней не только на нарушителей некоторых ПДД, но и на другие нарушения (кроме грубых), предоставив льготу и юридическим лицам, и ИП. Зато суммы штрафов, которые можно будет автоматически списывать со счетов должников, планируется увеличить: с максимум 3 тысяч рублей до максимум 10 тысяч...
Но дискуссия не окончена, и в ходе работы над текстом нового КоАП содержащиеся в концепции подходы могут быть изменены, говорится в документе.