Согласно официальной версии ПЦУ, Украинская православная церковь Киевского патриархата, предстоятелем коей являлся Филарет, прекратила свое существование в декабре 2018 года, после того самого Объединительного собора. И все ее структуры и общины на территории Украины - а это, между прочим, более 90 процентов всех приходов ПЦУ - влились в новую автокефальную церковь. Причем решение было поддержано и подписано сами Филаретом.
Сейчас же почетный патриарх утверждает, что "отказ от статуса патриархата был чисто ситуативным". И что были некие кулуарные договоренности, согласно которым фактическим главой новой церкви должен быть именно он, а митрополит Епифаний, номинальный глава ПЦУ, - чем-то вроде министра иностранных дел, лицом, которое "будет представлять церковь в православном мире".
Словом, коллеги кинули Филарета, и теперь пусть пеняют на себя: УПЦ КП, обещает он, будет восстановлена. И бог с ним, с томосом - свидетельством об автокефальном, независимом статусе ПЦУ, выданном константинопольским патриархом. "Томос, который мы получили, не соответствует тому, чего мы ждали, - негодует Филарет. - Были в зависимости от Москвы, оторвались. А теперь попали в другую зависимость – от Константинополя. А нам надо иметь действительно независимую Церковь".
Это заявление прозвучало на организованном филаретовцами "форуме украинской интеллигенции "За Украинскую Православную Церковь!", прошедшем 11 июня, - эдакой артподготовкой к генеральному наступлению. Участники собрания обратились к новому президенту Украины "с просьбой поддержать Украинскую православную церковь - Киевский патриархат от каких либо посягательств на ее права и вмешательств в ее внутреннюю жизнь". В общем, все серьезно.
Однако оппоненты Филарета совсем не кажутся напуганными. "Абсолютное большинство архиереев верно тем принципам, которые мы единогласно приняли на Соборе, - заявил митрополит Епифаний. - Почти все архиереи, духовенство и верные свидетельствуют, что они хотят быть в признанной независимой автокефальной поместной православной Церкви. А заявления, которые раздаются от определенных иерархов нашей церкви, не имеют практически никакой поддержки".
И, похоже, это спокойствие небеспочвенно. "Объединяться" Филарет будет только с тремя епископами, чьи епархии находятся на территории России, - считает богослов и публицист, протодиакон РПЦ Андрей Кураев. - Им деваться некуда: российский Минюст их явно не перерегистрирует. А Константинополь требует их ликвидации за то, что они вне пределов Украины". Более того, по мнению Кураев, отколовшись от ПЦУ, Филарет окажет ей "огромную услугу": избавившись от такого "токсичного актива", как Филарет, она станет гораздо привлекательней для клириков Украинской православной церкви Московского патриархата.
Того же мнения придерживается и большинство украинских экспертов. Вот например, точка зрения религиоведа Александра Сагана: "Раскола не будет. Новая структура однозначно ставит себя в условия непризнания и самоизоляции. Найдутся несколько маргиналов, которые захотят самоизолироваться, поставят свои интересы выше, чем логика и интересы верующих, но это не будет поддержано священниками".
Тот факт, что раскольническая деятельность Филарета не встречает пока жесткого противодействия со стороны руководства ПЦУ, Саган объясняет "тактикой выжидания": Епифаний "ждет конкретных канонических действий" со стороны Филарета, чтобы дать им соответствующую церковно-правовую оценку. И в этом, считает эксперт, есть свой резон, поскольку мятеж почетного патриарха огранивается пока устными высказываниями: "В любой момент он может отказаться от своих заявлений, сказать, что его неправильно поняли".
То же самое, кстати, относится и к якобы созываемому Филаретом "восстановительному" собору. До мероприятия остались считанные дни, между тем ни сайте Киевского патриархата (несмотря на де-юре упразднение структуры, ее интернет-представительство продолжает свое существование), ни на страничках почетного патриарха в социальных сетях нет ни официального объявления, ни вообще какой-либо информации об этом. Подшить к делу нечего.
Похоже, Филарет тоже выжидает - наберут ли его воинственные эскапады нужное количество "лайков". Перспектива анафемы вряд ли страшит опытного раскольника. Не впервой. Но, как говорят в Одессе, старая хохма - уже не хохма. Повторив раскол "на бис", Филарет сильно рискует понизить, мягко говоря, уровень своей популярности. А то и вовсе остаться без паствы.