Первый и наиболее значимый законопроект предлагает внесение изменений в статью 228 УК, которая карает за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов — судя по статистике Судебного департамента Верховного суда РФ, она уступает пальму первенства по количеству ежегодно осуждаемых разве что статье 158 УК («Кража»). В 2018 году по 228-й виновными признаны 74 752 человека, из них 23 436 получили реальные сроки лишения свободы. Раньше эта статья говорила о незаконном приобретении и хранении только «в крупном» и «особо крупном» размере, причем за «крупный» можно было даже отделаться штрафом, а за «особо крупный» отправиться в колонию на срок от 3 до 10 лет. Но после внесенных несколько лет назад изменений наказание, не связанное с лишением свободы, возможно лишь за «значительный» размер хранимых или купленных наркотиков, от 3 до 10 лет полагается уже за «крупный» размер, а «особо крупный» грозит сроком от 10 до 15 лет. Та же судебная статистика гласит: львиная доля осужденных по статье 228 осуждены за «значительный» или «крупный» размер, то есть по первой или второй ее части (в 2018 году — 39 160 и 30 212 человек соответственно).
В конце прошлого года при думском Комитете по госстроительству и законодательству была создана специальная рабочая группа. Как рассказал «МК» ее руководитель Николай Брыкин («ЕР»), задача, поставленная перед ней: «отвечая на запрос общества, собрать все предложения по совершенствованию антинаркотического законодательства и выйти на конкретные инициативы». В группу вошли депутаты, сенаторы, правозащитники, эксперты, а также представители МВД, ФСИН, ФСБ, Минздрава и Генпрокуратуры. Свои наработки представила и уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Сейчас в высокой степени готовности как минимум один законопроект, который предлагает перевести часть вторую статьи 228 (где про приобретение и хранение для собственных нужд «в крупном размере») из категории тяжких преступлений в категорию преступлений средней тяжести. Для этого верхний порог наказания должен быть снижен до 5 лет — потому что преступлениями средней тяжести у нас считаются такие, максимальное наказание за которые не превышает 5 лет лишения свободы. Кроме того, сообщил г-н Брыкин, предлагается дать наркоманам, осужденным по наркотическим статьям УК и выразившим желание пройти курс лечения и реабилитации, право на условно-досрочное освобождение.
Правозащитник и юрист Арсений Левинсон, который тоже входит в рабочую группу, в разговоре с «МК» так оценил эту инициативу: «С делом Ивана Голунова предложенные изменения не связаны (журналист обвинялся в «покушении на сбыт наркотиков», а это другая статья УК. — «МК»), на преодоление полицейского произвола не направлены, но они важные, потому что позволят не сажать за решетку за 0,5 г спайса на 3 года впервые попавших в руки правосудия, потому что по делам средней тяжести судья может и не приговорить к реальному лишению свободы, если речь идет только о хранении и приобретении, а не о сбыте».
По словам г-на Брыкина, документ направлен в Верховный суд, правительство (без их отзыва вносить на рассмотрение Госдумы инициативы о внесении изменений в УК нельзя). Верховный суд уже прислал положительный отзыв, а вот правительство тянет. Вопрос будет обсуждаться на ближайшем заседании рабочей группы, которое намечено на 20 июня. «Если законопроект будет принят — лица, которые уже осуждены по этой части статьи 228, смогут рассчитывать на пересмотр уголовного дела и более раннее освобождение», — напомнил г-н Брыкин: все законы о внесении в УК изменений, смягчающих ответственность, имеют обратную силу.
Еще один законопроект, о котором все члены рабочей группы знают и в принципе поддерживают, разработан самим МВД, но в Госдуму правительством еще не внесен. Он предлагает освободить полицейских от обязанности непременно открывать уголовное дело по факту сбыта наркотиков в случае привлечения наркомана к административной ответственности за их употребление в публичном месте или смерти от передозировки. Г-н Левинсон считает этот законопроект «правильной, но технической мерой, которая направлена на решение ведомственной проблемы — наличия большого количества уголовных дел без судебной перспективы».
В любом случае, как сказал «МК» глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»), «все проблемы в сфере борьбы с наркотиками, и проблему произвола правоприменителей в том числе, решить только внесением изменений в законы невозможно».