Мир подошел к опасной черте, международные отношения лихорадит, глобальная экономика никак не выберется из зоны турбулентности. Обо всем этом говорилось с трибун «Примаковских чтений» – но не для того, чтобы нагнать алармистской жути на слушателей, а для того, чтобы на уровне экспертов мирового класса попытаться нащупать возможности для хоть какого-то исправления непростой ситуации. А в конференции принимают участие более 500 ученых, политиков, дипломатов из 30 стран мира, среди зарубежных участников дискуссий – экс-министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, бывший вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль, бывший президент Польши Александр Квасьневский, председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер.
Нынешний год для «Примаковских чтений» – особенный: со дня рождения Евгения Максимовича Примакову в октябре исполняется 90 лет. Выступая на открытии «Чтений» помощник президента РФ Юрий Ушаков напомнил, что сформированные Примаковым принципы – самостоятельность, защита суверенитета, многовекторная дипломатия – востребованы до сих пор и служат каркасом внешней политики России. По словам Ушакова, в этом году рядом со зданием МИД будет установлен памятник в честь выдающегося российского политика и дипломата.
– Мы долго думали над темой, которая высветит перекрестья дорог современного мира, пересечения тех тенденций, которые определяют сегодняшнюю систему международных отношений, – рассказывает «МК» директор ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, член-корреспондент Российской Академии Наук Федор ВОЙТОЛОВСКИЙ. – И мы пришли к выводу, что важнейшая из стоящих сегодня проблем – это проблема формирования условий для новой конфронтации. На протяжении уже более чем пяти лет мы видим развитие конфронтации между Россией и Западом. Были совершенно тяжелые фазы, сейчас наблюдается некоторое затишье. Мы видим и нарастающую конфронтацию между США и Китаем. При том, что эти две страны очень взаимосвязаны экономически и финансово, в политической и военно-политической сфере наблюдаются тенденции, которые, вероятно, получат развитие в ближайшие годы. Задача нынешних «Примаковских чтений» – задуматься о том, есть ли альтернатива конфронтации. Мы живем во все более взаимозависимом мире. И нам нужно понять, как можно выстраивать отношения между великими державами, как можно конкурировать – и при этом не переходить грань между конкуренцией и конфронтацией.
– С трибун «Примаковских чтений» российскими и зарубежными экспертами высказывается много интересных мыслей, но доходят ли они до ушей политиков, принимающих решения?
– С российской стороны мы можем быть уверены, что то, что происходит на «Примаковских чтениях», получает самое высокое внимание. Нашему форуму прислал приветствие президент Российской Федерации Владимир Путин, председатель Оргкомитета у нас – помощник президента по вопросам внешней политики Юрий Ушаков, который открыл конференцию. Во вторник у нас выступает министр иностранных дел Сергей Лавров. То есть российские лица, принимающие решения, прекрасно слышат, что здесь обсуждается. Они сами участвуют в обсуждении. Могу сказать, что и в Европе, и в США есть понимание, что «Примаковские чтения» превратились в очень авторитетный международный форум. Мы можем судить и по представительству: у нас есть сильные европейские и американские гости, гости из Китая, Японии, Южной Кореи, других стран. Одну из сессий у нас ведет глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер. Могу добавить, что «Примаковские чтения» уже третий год подряд входит в топ-десятку ведущих международных конференций мира по рейтингу Университета Пенсильвании. Это крупнейший и влиятельнейший мировой рейтинг аналитических центров («Global Go To Think Tank Index» – «МК»). По итогам прошлого года наш форум оказался на 7-м месте в рейтинге. «Примаковские чтения» – единственная проводимая в России конференция, попавшая в «десятку».
– На открытии «Чтений» прозвучали слова о том, что прошедший год стал потерянным годом с точки зрения международной системы безопасности. Действительно ли все обстоит так печально?
– К сожалению, с точки зрения урегулирования кризисов дело обстоит так. И с точки зрения урегулирования сирийского кризиса и выхода на политическое решение прошедший год стал почти потерянным годом. С точки зрения урегулирования кризиса на востоке Украины – тоже. С точки зрения развития российско-американских отношений мы увидели дальнейшую их деградацию, потому что решение администрации Дональда Трампа о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности – это серьезный удар и по двусторонним отношениям, и по всему режиму контроля над вооружениями. Сейчас решается судьба продления Договора по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений – и пока из Вашингтона поступают очень противоречивые сигналы, хотя Москва неоднократно выражала готовность активизировать диалог по этому вопросу. С точки зрения развития диалога по вопросам регулирования международной торговли мы видим, что происходит откат назад, и мы возвращаемся от эффективного функционирования многосторонних механизмов к протекционизму и иным ограничениям в сфере торговли. Да, прошедший год был не очень удачным для очень многих игроков в современной международной системе. И риски накапливаются. Риски, которые носят и финансовый характер, и политический, и – к сожалению – военный. И это тоже не может не вызывать беспокойства...