Ярким примером может служить Джон Кеннеди, победивший на выборах Ричарда Никсона в далеком 1960 году. «Звездная пара» Джон и Жаклин Кеннеди очаровали публику, обработанную «фабрикой грез» — Голливудом. Многоопытный Ричард Никсон никак не рассчитывал проиграть молодому новичку. Но технология продажи мечты электорату сработала. Вступивший на пост президента после убийства Кеннеди Линдон Джонсон объявил программу «Великого общества», в котором не будет бедности и наступит «всеобщее благоденствие».
Барак Обама шел на выборы 2009 года под слоганом «Hope» — «Надежда». «Мечтательность» Обамы дошла до того, что он всерьез рассуждал о перспективе безъядерного мира. Реалистичность такого предложения в современных реалиях весьма сомнительна, но людям нравится верить в красивые сказки и мечтать об их осуществлении.
В Грузии олигарх Бидзина Иванишвили создал партию в 2012 году «Грузинская мечта», которая одержала победу над партией сторонников Михаила Саакашвили. Жесткому реформаторскому стилю Саакашвили были противопоставлены мечты о процветающей Грузии, где все живут счастливо и в достатке.
Примеры можно продолжать, но психологический механизм «продажи мечты» везде один и тот же. Владимир Зеленский успешно реализовал эту технологию на Украине. Его опыт актера и шоумена пришелся как нельзя кстати. Для «продажи мечты» важно не столько содержание политической программы, сколько форма ее подачи.
Поскольку украинская повестка занимает в России очень большое место, то к новому президенту Украины приковано внимание российской публики. Возможны ли в России такие чудеса?
Результаты недавнего опроса ВЦИОМ, озвученные его директором Валерием Федоровым, свидетельствуют о депрессивном состоянии общества. Объясняя падение рейтинга Президента РФ Владимира Путина на телеканале «Дождь», Федоров заявил: «Основная проблема в том, что граждане не верят, что завтра они будут лучше жить, чем сегодня. Если бы такая вера была, то многие проблемы, которыми полна наша жизнь, как и жизнь любых людей в любой стране, воспринимались легче». Иными словами, у россиян нет мечты, надежды на лучшую жизнь. Глава ВЦИОМ называет происходящее «эффектом черных очков». Но исчерпывающего ответа на вопрос, что мешает россиянам смотреть на жизнь не через черные, а через розовые очки, не прозвучало.
Дело в том, что технология «продажи мечты» имеет свои особенности. Во-первых, «президентами мечты» становятся либо новички в политике, либо фигуры, долгое время находившиеся в тени. У них нет сложившейся репутации, и они представляют собой «чистый лист», на котором можно рисовать радужные картины будущего.
Во-вторых, эффект от «розовых очков» длится недолго. Джон Кеннеди столкнулся с вызовом «карибского кризиса», когда американцы занимали очереди в церкви, опасаясь начала ядерной войны. Программа Линдона Джонсона «Великое общество» была омрачена войной во Вьетнаме. Барак Обама не смог реализовать свои мирные инициативы, а США стали терять авторитет на международной арене. В Грузии обещанное процветание не наступило, и ряды партии «мечты» поредели.
Как в жизни, так и в политике самой эффективной стратегией является реальное восприятие действительности. «Розовые очки» оборачиваются крушением надежд и разочарованием. «Черные очки» слишком сгущают краски реальности, рождают страхи несуществующих угроз и сковывают энергию общества для дальнейшего развития.
Украинцы только надели «розовые очки», и у них есть несколько лет, прежде чем наступит разочарование. Первая пара Украины Владимир и Елена Зеленские — молодые, стильные, модные. На инаугурации Елена Зеленская произвела фурор своим нарядом. Ее стали сравнивать с Меланией Трамп. Но Зеленская часто появляется на публике и в демократичной одежде. Первая пара демонстрирует свою «близость к народу», отсутствие пафоса, доступность. Это очень привлекательная картинка не только для политических изданий, но и для модных журналов. Пара Зеленских создает востребованный визуальный контент для всех видов СМИ и соцсетей. «Продажа мечты» осуществляется с применением современных технологий создания политического «глянца».
В России пока только думают над тем, как снять с россиян «черные очки». По крайней мере, в прессе была информация, что во власти озабочены этой проблемой.
На самом деле значение имеют реальные улучшения в социальной и экономической сферах жизни общества. Упомянутый выше соцопрос ВЦИОМ это подтверждает. Проблема не в очках, а в отсутствии драйверов роста благосостояния населения. При всем уважении к Голливуду и его волшебным технологиям, развитие общества определяется состоянием экономики. И если вернуться на российскую землю, то у нас на этом фронте пока без перемен.