Напомним, что после принятия весной этого года закона о так называемом автономном Рунете, правительству необходимо выпустить целый ряд нормативных актов, чтобы он с ноября заработал. Первые проекты таких документов как раз и подготовило Минкомсвязи.
Впрочем, ясности они не добавили. Поскольку при уже существующем законе о защите критической инфраструктуры Интернета объяснить необходимость нового закона не смогли даже его разработчики. И интернет-сообщество так и осталось при мнении, что единственная цель его принятия — дать власти возможность фильтровать контент, определять, что населению смотреть, слушать и читать и откуда получать информацию.
Читайте по теме: «Великий российский файрвол: как сработает закон о суверенном Рунете»
Видов угроз для Рунета официально определено три. Во-первых, это угрозы целостности — невозможно установить соединение между пользователями. (Российские пользователи не могут общаться друг с другом, поэтому их логично отрубить еще и от пользователей во всем мире?)
Во-вторых, угрозы устойчивости — отказывает часть оборудования либо происходят природные или техногенные катастрофы. (Тоже масса вариантов. Сгорел подводный кабель в Швецию — это повод отключить и все остальные? Или, не дай Бог, взрыв на химзаводе? Тут точно нужно Сеть отрубать, а то ведь могут правду узнать и паника начнется.)
В-третьих, угрозы безопасности — попытки взлома оборудования провайдеров, дестабилизирующее воздействие на сети связи. (Хакерские атаки. Но им и так по закону в критически важных сферах должны противостоять наши специалисты. Без отключения России от Сети.)
Переходить на ручное управление (руками Роскомнадзора) планируется даже не в случае возникновения угрозы, а в случае если ее вероятность оценивается как высокая и уровень опасности от нее высокий. Как это будет определяться? Уведомлять провайдеров об отключении никто не станет, если понадобится «неотложное реагирование».
Учиться изолировать российский Интернет, в соответствии с проектом постановления, будут операторы связи, собственники технологических сетей связи, точек обмена трафиком, собственники линий связи, пересекающих госграницу России. А среди госструктур — Минкомсвязи, ФСБ, Минобороны, МЧС, Роскомнадзор, Федеральное агентство связи. Впрочем, Минкомсвязи своим решением сможет привлекать и другие структуры. Минкомсвязи же будет составлять и план учений, в котором должны указываться тема и замысел, цели, сроки учений и календарный план, сети или сегменты сети, предназначенные для проведения учений, ряд других показателей.
О том, будут ли предупреждать участников учений заранее, можно ли будет предупреждать простых пользователей о проведении учений, — в документе ни слова. Точно так же не указывается, будут ли компенсироваться и кем возможные потери участников учений и пользователей в случае сбоев (как это было, например, весной этого года). Единственное, разработчики проекта постановления указывают, что никаких дополнительных затрат из бюджетов всех уровней не потребуется.