Попробуем очень осторожно сравнить себя с Украиной. Наш президент себе это позволял. Однажды, он опять говорил о коррупции в России и добавил, что на Украине коррупция ещё в сто раз хуже. Всё познаётся в сравнении: и коррупция, и президентские речи.
Новый президент Украины, вступая в должность, произнёс важную речь (она полностью опубликована в «МК»). Кому-то она очень понравилась, а у кого-то вызвала отвращение. Например, Рамзан Кадыров, который точно знает цену словам, сказал, что речь Зеленского — просто дерьмо, да ещё заокеанское; типа, американцы написали. (Эх, если бы американцы умели так писать, они бы своему Трампу писали не хуже.)
Внимательным людям речь Зеленского внушила уверенность, что он читал наши «Письма президенту». Вот что сказал Зеленский на инаугурации:
Я обращаюсь ко всем украинцам в мире. Нас 65 миллионов. Украинцы в Азии, в Северной и Южной Америке, в Австралии и Африке — я обращаюсь ко всем украинцам на планете. Вы нам очень нужны, всем, кто готов строить новую, сильную, успешную Украину.
Вам следует ехать на Украину не в гости, а домой, мы ждём вас. Привезите, пожалуйста, нам свои знания, свой опыт и свои ментальные ценности. Всё это поможет нам начать новую эпоху.
Скептики скажут, что это фантастика, что это невозможно. А может, это и есть наша национальная идея — объединившись, сделать невозможное вопреки всему.
А вот что мы писали в «МК» 15 января 2012 года под заголовком «Спасай Россию!» с подзаголовком «Реальный идеальный план»:
Если сегодня в Россию вернутся хотя бы 20 миллионов русских, завтра мы проснёмся в другой стране.
Надо призвать своих. Эмигрантов всех волн и поколений. Их десятки миллионов. Если они приедут — жизнь изменится сразу.
Из России за последние годы уехали миллионы. Они живут в Америке, в Европе, в Австралии... И живут прекрасно. Они, вернувшись, принесут и умение жить иначе, и желание жить иначе, и привычку к нормальной человеческой жизни.
★★★
Последнее время президент России всё чаще повторяет: «Времени на раскачку нет». Возможно, его ленивые спичрайтеры, недолго думая, меняют дату на документе и дают ему читать всё тот же текст. Но даже если бы время было (а оно было), то мы же понимаем, что раскачка не поможет.
Нас почти 20 лет пугают революциями: оранжевыми, цветными и пр. Революция для нас — синоним гражданской войны, репрессий, террора, кровавого хаоса. Но разве не было бархатных революций? Они были: в Чехии, в Грузии, в Армении… Революция — это не массовые убийства, а радикальное изменение.
Нам предлагают эволюцию (постепенное развитие). Эволюция раковой опухоли всегда ведёт к смерти. Эволюция нашей власти (которая не только погубила образование, медицину, производство, но которая уже вырастила детей и сделала их президентами банков и корпораций)... Диагноз такой эволюции ясен, будущего нет. Гангрена не лечится терапевтически. Сепсис не лечится; необходимо полное переливание крови. Заметка 2012 года «Спасай Россию!» кончалась так:
Если они (миллионы идейных русских) приедут — не только власть, жизнь изменится. Вопрос решается числом.
Не по одному пальчику отковыривать гангрену, а сразу — все пять литров крови. Главное, она совместима: у нас общий русский язык! А эти учёные, врачи, инженеры, нобелевские лауреаты сумеют выбрать среди себя человека, которому можно доверять.
И про всё это мы написали и напечатали десятки писем президенту России.
А президент Украины… У нас ли он вычитал идею возвращения миллионов или сам придумал, но его властные полномочия позволили ему украсить обращение к эмигрантам очень конкретными деталями. Он сказал:
Я очень хочу, чтобы в кабинетах не было моих портретов, потому что президент не икона, не идол. Повесьте туда фотографии своих детей и перед каждым решением смотрите им в глаза.
Очень прошу принять закон об отмене депутатской неприкосновенности, закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение. Прошу освободить от должностей главу Службы безопасности Украины, генерального прокурора Украины, министра обороны Украины.
Я распускаю Верховную раду.
Опасный пример роспуска Рады не может понравиться нашей Думе.
И возможно, именно требование Зеленского убрать из кабинетов портреты президента вызвало понятное отвращение у Кадырова, да и не только у него. Но нам это предложение нравится. Тем более что не украинец его придумал, а русский.
Сто лет назад гениальный писатель Владимир Набоков сказал, что готов жить в любой стране, чья Конституция гласит: «Портреты главы государства не должны превышать размер почтовой марки».