— По данным многочисленных исследований, 80% тех, кто начинает использовать заменители сигарет, впоследствии становятся курильщиками, — заметила, открывая заседание комиссии Мосгордумы по охране здоровья, ее председатель депутат Людмила Стебенкова. — Кроме электронных сигарет различных систем, нас волнует также распространение кальянов. Мы давно хотели предложить проект отдельного закона, регламентирующего эти заменители курения, но нам посоветовали вместо отдельного законопроекта предложить федеральную инициативу: поправки в 15-й федеральный закон.
Поправки вносятся, начиная прямо с названия нормативного акта: после слов «...курения табака» добавляется «а также использования устройств, имитирующих курение табака». Аналогичные добавки вносятся в 1-ю статью закона и далее по тексту — то есть все ограничения, введенные для классического курения, должны будут теперь касаться и альтернативных способов: вейпов и других электронных сигарет, а также кальянов. Причем речь идет о любых веществах для курения — не только о табакосодержащих смесях. Фактически это законопроект, приравнивающий к сигаретам любое вдыхание чего-либо, кроме воздуха.
— В статье 2 пункт 1 прописано исключение из правил, — отмечает Стебенкова. — Это сертифицированные медицинские устройства. В остальном же — испаряемая субстанция может содержать или не содержать никотин, но под наш законопроект она подпадает.
Причина такого «глобального» охвата нового закона проста, поясняет депутат. Дело в том, что производители постоянно предлагают всё новые курительные системы или табакозаменители, обходя требования закона. И с точки зрения нормативной базы эти новые системы не являются курением — до появления новой юридической «заплатки». Чтобы предотвратить очередной тур борьбы брони и снаряда, ограничить решили вообще весь класс потребления каких-либо веществ путем вдыхания.
— Одна из современных курительных систем не использует горение табачной смеси, а нагревает ее, — рассказал Алексей Худобородов, начальник отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания московского управления Роспотребнадзора. — В результате они совершенно свободно размещают демонстрационные залы, фактически курительные комнаты, в торговых центрах. Чего в принципе быть никак не должно. Вот чтобы избежать таких хитростей, такой игры слов — и предлагается такой проект.
Кальяны — это отдельная проблема, пояснил Худобородов. С одной стороны, отсутствие регламентации этого сервиса в ресторанах и кафе приводит к антисанитарии: специалисты Роспотребнадзора находили на мундштуках кальянов стафилококк, стрептококк и даже возбудитель туберкулеза. Сам процесс курения, по словам Худобородова, также вызывает постоянные нарекания соседей из-за сильного запаха.
— Сейчас у нас отсутствуют сертифицированные методики определения наличия табака в кальянных смесях, — заметил Худобородов. — Пользуясь этим, многие предприниматели включают в меню и продают неидентифицируемые курительные смеси с неизвестным составом. Мы во время проверок снимаем их с продажи, но сами продавцы ответственности не несут.
Именно поэтому, по словам Людмилы Стебенковой, закон проектируется настолько всеобъемлющим. «Табак или, скажем, василек — что бы ни содержала смесь для курения или аналогичного процесса, она будет подпадать под наш закон».
Представитель Государственно-правового управления аппарата Мосгордумы Ольга Федяева отметила, что замечаний по законопроекту у управления нет. «Формулировки используются достаточно всеобъемлющие», — подчеркнула Федяева. Но это с юридической точки зрения — а по существу проект получается потенциально достаточно конфликтным. Даже если не подвергать критике утверждения о том, что большинство «вейперов» втягиваются в классическое курение (этим авторы проекта парируют возражения о практически отсутствующем в случае электронных сигарет и кальянов эффекте пассивного курения), остается проблема «вейперов поневоле»: люди, страдающие целым рядом хронических и острых заболеваний, вынуждены купировать приступы (например, бронхиальной астмы или, в случае детей, ложного крупа) при помощи ингаляторов (небулайзеров). В том числе портативных, в том числе — в общественных местах: не всегда возможно предсказать очередной приступ. Оговорка о «сертифицированных» или «лицензированных» медицинских приборах не выводит эту категорию людей из-под ответственности сразу и окончательно — сначала ведь сотрудник полиции должен проверить, есть ли у небулайзера лицензия.
— Я думал об этой проблеме, — признался «МК» член комиссии МГД по охране здоровья Евгений Герасимов. — Сам иногда пользуюсь небулайзером — особенно часто приходилось это делать на напряженных гастролях и съемках. Что можно сказать — ну да, вероятно, таким людям придется показать назначение врача, и все будет в порядке.
Любопытно, что потребление самого по себе табака пока еще не ограничено, по крайней мере, в двух классических формах — это нюхание и жевание. Обе эти практики столь же древние, как и курение, и точно так же импортированы из Америки в первые века после ее открытия. Однако из повседневного обихода они вышли еще в конце XIX века. Как знать, может быть, в результате тотальных ограничений на курение и вдыхание каких-либо вещей, мы еще увидим в магазинах новенькие табакерки и услышим от друзей и близких характерное чихание?