МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Европейские друзья Путина: Марин Ле Пен отказалась ехать в Крым

Чем живут западные сторонники президента России

Когда мы слышим о противостоянии России и Запада, имеем дело с упрощением. Нет единого Запада, нет монолитной Европы. Среди видных европейских политиков есть и союзники Путина. Как они сейчас живут и чем занимаются?

Фото: AP

Марин Ле Пен, Глава французской ультраправой партии «Национальное объединение» (бывший «Национальный фронт») — частый гость в России и не раз делала заявления в пользу политики Путина. Одно из последних: «Из-за того, что Европейский Союз взял курс на изоляцию России, многие люди думают, что там все еще как в СССР. Но Россия — это не СССР, это великая страна — большая и современная».

Прямо первым туром президентских выборов 2017 года во Франции Ле Пен посетила Москву и встретилась с Владимиром Путиным. «Новый мир, который возникает сейчас на наших глазах, уже сталкивается с двумя крупнейшими вызовами — глобализмом и исламским фундаментализмом, — заявляла Ле Пен тогда. — Чтобы побороть эти вызовы, наши две нации должны объединить усилия и дать им достойный отпор». Она также в очередной раз высказалась против антироссийских санкций, назвав их «глупостью».

Ле Пен в итоге вышла во второй тур, но предсказуемо проиграла в нем Макрону. После этого ее партия углубилась во внутренние дрязги и сменила название. Перед предстоящими в конце мая выборами в Европейский парламент «Национальное объединение» вновь активизировалось. Правда, Ле Пен стала куда более осторожной.

Так, она отклонила направленное ей приглашение на апрельский Экономический форум в Крыму. Хотя раньше лидер французских ультраправых заявляла, что не считает присоединение полуострова к России «нелегальным», присутствие на форуме могло ей повредить. Особенно в свете того, что ее партия взяла курс на расширение электората и разрыв с прежним негативным имиджем. Даже от воинственного слова «фронт» в названии отказались.

Противники Ле Пен объясняют ее «любовь» к России просто: деньги. Известно, что в 2014 году ее партия «Национальный фронт» получила кредит от «Первого Чешско-Российского банка», а в 2016 г. рассматривала возможность взять взаймы у банка «Стратегия». Из-за этого Ле Пен даже пытались привлечь к суду за нарушение правил финансирования предвыборной компании, но расследование в итоге сошло на нет. Кредиты от российских банков многие посчитали прямым спонсированием французских ультраправых со стороны Путина. Сама Ле Пен оправдывается тем, что французские банки поголовно отказывали «Национальному фронту» в кредитах и пришлось брать деньги у тех, кто дает.

Марин Ле Пен строила свои предвыборные кампании по принципу противопоставления себя правящей элите. Во всем. И если элита говорит, что Москва — это плохо, а Брюссель — хорошо, то Ле Пен ничего не оставалось, как вступаться за нашу страну. Кроме того, она отчаянно страдает от своей репутации «нерукопожатной» персоны. И политик протягивает руку всем, кто протянет ее первым, особенно если речь идет о крупной мировой державе. Дружба с Москвой — это еще и способ набрать очков внутри страны. От российского эмбарго на поставку продуктов из Европы пострадали в первую очередь фермеры, а это целевой электорат националистов.

Милый Милош

Эксцентричный президент Чехии Милош Земан за словом в карман не лезет. Он открыто выступал против приема мигрантов и беженцев, называя миграционный кризис «организованным вторжением в Европу», а присоединение Крыма к России — «свершившимся фактом». В начале этого года он даже взялся мирить Москву и Киев, предложив Украине вариант с денежной компенсацией за «аннексию Крыма». Правда, ни одной стороне предложение не понравилось, на что Земан посетовал: «Жаль. Такая компенсация Украине хотя бы немного помогла».

Чехия входит в так называемую «Вишеградскую четверку» восточноевропейских стран, отстаивающих независимую политику внутри Евросоюза. Одна из черт этой политики — призыв налаживать отношения с Китаем и Россией в противовес Брюсселю. Здесь балом правит вовсе не старая «дружба народов» (чехи еще не забыли советские танки в Праге), а экономический интерес. Экономика Чешской Республики ориентирована на экспорт, но в рамках ЕС у нее слишком много конкурентов-тяжеловесов. Поэтому приходится ориентироваться в том числе и на российский рынок, который ближе и исторически, и территориально.

Европейские санкции и последовавшее за ним российское продуктовое эмбарго возмутило чешских бизнесменов. Политический ветеран Земан верно поймал этот настрой и пообещал делать все возможное, чтобы восстановить связи с важным соседом. «Вы наказываете невиновного», — обращался он к России.

В 2017 году чешский президент вместе с делегацией предпринимателей совершил тур по нашей стране. «Когда я ехал во Францию, меня сопровождали только 14 бизнесменов, а сейчас 140. Из этого я делаю вывод, что Россия в десять раз важнее Франции», — подчеркивал Земан во время этого визита.

Президент Чехии даже мечтал о том, чтобы Россия вступила в ЕС. Или ЕС — в Россию. По его словам, это не важно. Главное, что у нашей страны есть нефть и другие природные ресурсы, а у Евросоюза — технологии. Поэтому их экономики могли бы составить отличную пару. «Каждой из сторон необходима вторая часть этой экономики. Нужно создать такую экономику, при которой растет уровень развития всех государств», — уточнил Земан в 2015 году.

Отношения России и Чехии — далеко не такие радужные, как хочется Земану. Так, в марте члена российской делегации, ехавшего в Прагу на торговые переговоры, не пустили в страну. Причем, прямо на границе. Пограничники объяснили это тем, что бывший сотрудник посольства России в Чехии Андрей Кузнецов «входит в список нежелательных лиц» и «сотрудничает с российскими спецслужбами». Президент в этой стране не обладает такими обширными полномочиями, как премьер-министр. Так что Земану ничего не оставалось, кроме исполнения роли «хорошего полицейского»: он назвал произошедшее «глупой провокацией», которая могла подорвать столь важные экономические отношения с Россией.

«Виктатура» Орбана

В феврале 2015 года российский президент отправился в Венгрию. Это была первая – не считая поездок на международные мероприятия в Нормандию и Милан – с начала украинского кризиса и санкционного противостояния поездка Путина в страну, входящую в Евросоюз. И это было показательно в свете «особых» отношений между Москвой и венгерским премьер-министром Виктором Орбаном.

Политическая карьера Виктора Орбана начиналась в конце 80-х, когда он в свои 26 лет выступил на церемонии перезахоронения казненного коммунистами премьера Имре Надя и потребовал проведения свободных выборов и вывода из Венгрии советских войск. Потом, когда Орбан стал премьер-министром в первый раз, Венгрию официально приняли в НАТО. Словом, ничего не предвещало разговоров о том, что Орбан толкает мадьяр в пучину «путинизма».

Орбановская Венгрия резко критикует Евросоюз за чрезмерный диктат и строит прагматичные отношения с Россией. Антироссийские санкции Орбан называет контрпродуктивными, они – вкупе с российскими контрсанкциями – для Венгрии оборачиваются миллионными потерями. Что, впрочем, не мешает Венгрии как члену ЕС голосовать за эти санкции. В итоге Будапешт оказывается между двумя огнями: на Западе недовольны тем, как венгерское руководство критикует политику ЕС (уж не под давлением ли Кремля?), а в России хотели бы более решительных шагов в сторону отмены санкций.

Как бы то ни было – и не только в связи с российской тематикой – Виктор Орбан превратился в настоящего «анфан террибль» Евросоюза. Запущенные им после прихода в офис премьер-министра во второй раз в 2010 году реформы судебной системы, защиты данных и т.д. вызвали серьезное неприятие в евроструктурах. Ну, а поведение орбановской Венгрии на фоне миграционного кризиса, с которым столкнулась Европа, тоже «дорогого стоит».

Будапешт открыто дал понять, что не желает принимать мигрантов из стран третьего мира, угрожающих не только социально-экономическими издержками, но и ставящими под угрозу цивилизационные основы Европы вообще и Венгрии в особенности.

Сам Орбан обещает строить в Венгрии «нелиберальное государство», стоящее на таких ценностях как труд, нация и общность. И в этом контексте он позитивно отзывается о российской модели государственного строительства.

Оппозиция винит Орбана в том, что он сузил политические права и гражданские свободы. В том, что ослабил институты гражданского общества. Зажимает свободу слова, манипулирует выборами, чтобы обеспечить себе исключительное большинство. И в том, что он демонтировал в Венгрии демократию и ведет страну к режиму, который острые языки прозвали «виктатурой».

Есть мнение, что Орбан ведет свою игру, пытаясь получить максимум выгоды как от Востока, так и от Запада. Он понимает, что Евросоюзу некуда деваться, и тот будет поддерживать Венгрию в любом случае, поэтому он проводит свою «восточную политику», чтобы получить определенные бонусы от России.

В декабре прошлого года в Венгрии прошли антиправительственные акции, вызванные реформой трудового законодательства. У венгерских работодателей возможность резко повышать сверхурочные часы работы: с 250 допустимых прежде часов в год до 400. Недовольные нововведением профсоюзы назвали это «законом о рабстве». Вслед за этим гнев протестующих перекинулся и на всю политику правительства Виктора Орбана. Тут ему припомнили ограничительный закон о вузах, из-за которого Венгрию пришлось покинуть основанному и спонсируемому Джорджем Соросом либеральному Центрально-Европейскому университету.

Красная площадь и футболка с Путиным

«Маттео Сальвини и Виктор Орбан создадут антимигрантский фронт», – статья под таким заголовком была опубликована прошлым августом в британском издании Guardian. «Мы хотим защитить наши границы. Мы будем бороться против промигрантской политики, поддерживаемой Макроном и Соросом», – заявил после встречи в Милане с венгерским премьер-министром глава МВД Италии Сальвини.

У венгра Орбана и итальянца Сальвини много общего – нелюбовь к Соросу (миллиардер, кстати, задавался вопросом: а не получает ли партия Сальвини деньги от Москвы?), критика в адрес евродиктата из Брюсселя, жесткое нежелание пускать в свои страны мигрантов и позитивное отношение к путинской России. По последнему пункту Маттео Сальвини, впрочем, даст Орбану сто очков форы – он и в Крым ездил, и на Красной площади в футболке с изображением российского президента фотографировался.

Своего восхищения Путиным итальянский политик не скрывает и утверждает, что не получал от Кремля ни копейки. Но оппозиция все равно требует от правительства разобраться в связях Сальвини с Россией. В прессе высказывались предположения, что ближайший помощник политика Джанлука Савойни будто бы договорился о покупке итальянской нефтяной компанией 3 млн тонн российского дизельного топлива, а доход от сделки предполагалось направить возглавляемой Сальвини партии. Впрочем, доказательств этой версии СМИ найти не смогли.

Впрочем, симпатии Сальвини демонстрирует не только Путину. Но и Дональду Трампу, посылая ему сигналы, что именно он, Сальвини, может стать ближайшим союзником президента США во всем Евросоюзе. В конце концов, даже предвыборный лозунг («Италия – прежде всего») партии Сальвини был скопирован с трамповского «America First». Да и по вопросам борьбы с нелегальной миграцией повестка дня у них совпадает.

Формально Маттео Сальвини занимает пост вице-премьера итальянского правительства (и возглавляет министерство внутренних дел). Фактически же именно его называют настоящим сегодняшним лидером и политическим лицом Италии. Да что там Италии! В сентябре прошлого года обложку журнала Time украсил портрет улыбающегося бородача в сопровождении надписи: «Новое лицо Европы».

В самом деле, Маттео можно назвать новичком, попавшим в большую политикум после того как около года назад в Италии был сформирован кабинет министров под руководством Джузеппе Конте из представителя «Движения пяти звёзд» и «Лиги» (во главе которой стоит Сальвини).

В прошлом партия Сальвини именовалась «Лигой Севера» и выступала за отделение богатых северных итальянских регионов от южной бедной части страны. С сепаратизмом в 1990-е годы не прокатило – и «Лига» провела ребрендинг и рестайлинг. Из движения «северян» она превратилось в партию национального масштаба, а главным жупелом для нее стали Евросоюз и иммигранты.

Сальвини умело играл на страхах и надеждах простых итальянцев, используя имидж живущего по соседству своего парня, простого и открытого. Оказавшись фактически у руля власти, Сальвини протолкнул в парламенте вызывавший горячие споры декрет о резком ужесточении миграционного законодательства. Согласно этому документу, в случае совершения преступления или даже в случае кратковременного возвращения на родину мигрантов предлагается лишать права на убежище в Италии. Признанных опасными для нацбезопасности мигрантов декрет позволяет выдворять из страны в ускоренном порядке.

Недавно Маттео Сальвини организовал в своем родном Милане встречу лидеров европейских правопопулистских партий («Лига», «Альтернатива для Германии», «Истинные финны», Датская народная партия). То есть Сальвини работает над созданием своего рода «Интернационала европейских правых». Да он и не слишком это скрывает: «Мы расширяем нашу общность, семью. Работаем над новой европейской мечтой».

Берлускони – в российские министры!

Сальвини называют наследником политической арены, сформированной экс-премьером Сильвио Берлускони. Ну, а самого «Кавалере», которому сейчас уже 82 года, тоже считают путинским союзником. Сам же Берлускони считает себя другом российского лидера. Еще лет пятнадцать назад, возглавляя итальянское правительство, он провозглашал: Россия может быть членом ЕС и даже НАТО. С тех пор утекло много воды, изменилась повестка дня. Но симпатии итальянского миллионера-политика к Москве остались, кажется, прежними.

Бывший итальянский премьер-министр приезжал и в Крым (за что стал «невъездным» на Украине), проводил с российским президентом выходные на Алтае. В 2015 году дело дошло до того, что в итальянских СМИ чуть ли не всерьез обсуждалась перспектива вхождения Берлускони в... правительство России. По крайней мере, издание La Stampa приводило слова Берлускони, будто бы заявившего своим товарищам по партии «Вперед, Италия», что пока в Италии его оттесняют на задворки, президент России якобы готов предоставить ему, Берлускони, гражданство и поставить во главе министерства экономики. В Кремле призвали не воспринимать высказывания итальянского экс-премьера буквально...

Лишившись премьерской должности, Берлускони нахлебался проблем с итальянской Фемидой. В 2015 году он завершил назначенные ему судом в качестве наказания по делу о финансовых махинациях общественные работы в доме престарелых San Pietro в Чезано-Босконе. И это он еще легко отделался, так как поначалу суд приговорил его к 4 годам заключения за уклонение от уплаты налогов. Мера наказания была заменена на общественные работы в доме престарелых по четыре часа каждую неделю.

И это не единственная головная боль политика. Удивительно, как только не развили из недавних сообщений о смерти 34-летней марокканской модели Иман Фадил, проходившей свидетельницей по делу против Берлускони, очередной истории с «русским следом».

Как известно, в 2013-м Берлускони признали виновным по делу об использовании услуг несовершеннолетней проститутки («дело Руби») и приговорили к 7 годам тюремного заключения. Однако уже в 2014 г. апелляционный суд оправдал политика в связи с недостаточностью улик и отсутствием состава преступления. Но в отношении экс-премьера выдвигались и иные обвинения (например, подкуп свидетелей). Так вот, Иман Фадил должна была выступить со свидетельствами, что Берлускони платил работавшим на его вечеринках «бунга-бунга» женщинам крупные суммы. И поначалу в связи со смертью Иман высказывались предположения, что молодая женщина умерла в миланской больнице от смеси радиоактивных веществ. Для конспирологов раздолье – «Новичок», полоний, шпиль Миланского собора, Россия...

Но первые лабораторные тесты показали, что версия радиоактивного отравления не подтверждается.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах