Тереза Мэй просила отложить Брексит до 30 июня, но главы стран ЕС, судя по всему, посчитали, что раздираемой политическими противоречиями Британии этого будет мало, чтобы договориться. До 31 октября парламент Соединенного Королевства должен одобрить соглашение о выходе из ЕС. Если это произойдет раньше крайнего срока, Брексит состоится первого числа следующего месяца.
«Хочу обратиться к моим британским друзьям: этого времени достаточно, чтобы найти наилучшее решение. Пожалуйста, не потратьте его впустую», — заявил глава Евросовета Дональд Туск. Кроме того, за эти полгода Британия может отозвать свое решение о выходе из ЕС.
Референдум по Брекситу состоялся в 2016 году. Тогда казалось, что двух лет вполне хватит, чтобы покинуть общий европейский дом на выгодных для всех условиях. Эти надежды не оправдались. «МК» спросил у доцента кафедры Европейского права МГИМО Николая Топорнина, что могут изменить эти шесть месяцев.
«Новая отсрочка говорит о том, что и Британия, и Евросоюз все-таки выступают за регулируемый выход, потому что «жесткий» Брексит без соглашения нанесет ущерб обеим сторонам, — ответил в комментарии «МК» Топортин. — Много граждан ЕС, особенно из Восточной Европы, работают в Великобритании, они в этом случае могут быть ограничены в правах. Кроме того, многие фирмы в преддверии Брексита начинают переводить свои штаб-квартиры в Евросоюз. При этом в случае наличия соглашения Британия заплатит отступные в размере чуть меньше 50 млрд. евро. Для бюджета ЕС это сумма значимая. Для сравнения: их бюджет на этот год — 164 млрд. евро. А в случае жесткого Брексита Лондон может ничего и не заплатить. Поэтому Брюссель каждый раз идет на уступки.
Но качественно ситуация не поменялась никак. Сделку Мэй можно выносить на голосование сколько угодно, но каждый раз она не будет набирать необходимого числа голосов. Оппозиционные партии требуют внесения изменений в это соглашение. Брюссель на это не идет. Но есть возможность ратифицировать политическую декларацию. Это дополнение к соглашению, его проще дописать, адаптировать. А для внесения изменений в текст самого соглашения потребуется опять ратификация всеми странами ЕС. Это долгий, сложный процесс, европейцы на это не пойдут.
У Терезы Мэй руки скованы. И эту ситуацию могут использовать против нее. В рядах обеих партий есть деятели, которые добиваются ее отставки. Это может вылиться либо в смену правительства, либо во внеочередные парламентские выборы. Сегодня британские парламентарии не могут определиться, за что они выступают, все их голосования носят негативный характер. Так что все варианты возможны. Единственная новость: обе стороны пришли к пониманию, что соглашение должно быть.
Ситуация, конечно, сильно раздражает простых британцев. Уже полгода парламент практически ничем не занимается, кроме Брексита. Внутренние проблемы королевства отошли на второй план. Из-за этого нынешний состав парламента теряет кредит доверия избирателей».