До недавнего времени казалось, что раздираемая гражданской войной Ливия медленно, но верно движется к миру. В 2015 году было сформировано правительство национального согласия в Триполи, которое поддержала ООН и большинство стран мира, включая Россию. Прошло несколько переговоров между противоборствующими сторонами, очередной раунд которых должен был состояться 14-16 апреля. Еще в прошлом году Триполи и Тобрук согласились провести парламентские и президентские выборы, и на апрельской встрече планировалось обсудить их детали. Для подготовки переговоров в ливийскую столицу прилетел генсек ООН Антониу Гутерреш, которого планы фельдмаршала застали врасплох.
«Мы идем на Триполи, — заявил Халифа Хафтар. — Мы идем». Контролирующие столицу власти он назвал «террористами», добавив, что его войска «выбьют почву из-под ног неправедной шайки». Он заверил, что солдаты не тронут мирных жителей, а также тех, кто добровольно сложит оружие. Генсек ООН Гутерреш призвал к «военной, политической и переговорной деэскалации и пониманию того, что проблемам Ливии нет военного решения».
Ранее войскам командующего ливийской армией удалось почти без боя взять город Гарьян в окрестностях Триполи. «Я сейчас пью кофе в Гарьяне, — поделился с Associated Press ближайший советник Хафтара Абдель-Салам Аль-Хасси. — Если будет на то воля божья, мы возьмем и остальные города без особого труда».
Периодически в западной прессе появляются сообщения о том, что в Ливии находятся российские наемники. Так, в прошлом году таблоид The Sun со ссылкой на источники в британском правительстве утверждал, что Москва перебросила на базы в Бенгази и Тобруке комплексы С-300 и «десятки военных». В СМИ Хафтара называют чуть ли не ставленником Москвы, хотя ранее его окрестили агентом ЦРУ за то, что он более 20 лет прожил в Соединенных Штатах. Эксперт, опрошенный «МК», считает фельдмаршала независимым игроком.
«Россия постоянно подчеркивала свою позицию равной приближенности ко всем сторонам ливийского конфликта, она поддерживала отношения не только с Хафтаром, — отметил в разговоре с «МК» руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий КУЗНЕЦОВ. — Конечно, Москва с интересом и озабоченностью следит за развитием событий, но в целом у нее нет «своих игроков» в Ливии. Как бы они ни развивались, есть большие сомнения в том, что в ближайшее время удастся достичь стабилизации.
Наступление Хафтара — это внутриливийская тема, связанная с приближающейся национальной конференцией, и, по всей видимости, желанием Хафтара усилить свои позиции в преддверии этого события или вообще его отменить. Если говорить о внешних игроках, то основную роль здесь играют ОАЭ и Саудовская Аравия, которые действительно очень активно поддерживают Хафтара. Участие же российских наемников в этом деле вызывает большие сомнения, подтверждений этому не было.
Если Хафтар будет брать Триполи только с помощью военной силы, то процесс затянется. Если же удастся договориться с местными милициями, то это может решиться довольно быстро».
После свержения и смерти «Братского лидера» Ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи в 2011 г., в стране разразилась затяжная гражданская война, а часть ее земель захватили разношерстные террористические группировки. Хаос в Ливии напрямую затронул и Европу: через нее в Старый свет хлынул поток беженцев и мигрантов со всей Африки. Но в стабилизации положения в Ливии Европа и Россия заинтересованы не только поэтому. Эта страна обладает богатыми запасами нефти, и многие компании хотели бы заключить контракты на ее разработку. Как только станет понятно, кто же в Ливии главный.