МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Скандал с Голанами похож на Крым: кому нужны устаревшие догмы

Внешнеполитические ведомства России, Евросоюза и США должны пересмотреть свои каноны

Так сложилось, что новости из Сирии занимают в последние годы больше места в эфире российских телеканалов, чем происходящее в подавляющем большинстве регионов самой России, поэтому можно ограничиться лишь самой лаконичной сводкой: в ходе гражданской войны в Сирии, начавшейся в марте 2011 года, уже погибли более полумиллиона человек, а общее число беженцев превысило пять миллионов.

Фото: AP

Есть только одна часть территории, которую в России считают сирийской, где все это время не гибнут люди, откуда нет потока беженцев, куда не требовалось вводить российские войска и где поэтому ни один россиянин не погиб: Голанские высоты.

С 1944 по 1967 год они входили в состав сирийской провинции Кунейтра, но 10 июня 1967 года были заняты силами израильской армии. За исключением короткого периода боевых действий в октябре 1973 года, начатых по инициативе Сирии, вот уже более полувека на этой территории площадью 1154 квадратных километра царят мир и спокойствие. Согласно принятому Кнессетом 14 декабря 1981 года по инициативе тогдашнего премьер-министра Израиля Менахема Бегина закону, на Голанские высоты (точнее, на примерно две трети их территории, которые были заняты израильской армией) распространен израильский суверенитет, и с тех пор все жители, вне зависимости от их национальности и вероисповедания, имеют равные гражданские права, включая право участвовать в выборах в Кнессет.

В вооруженном конфликте на юго-востоке Украины, начавшемся в апреле 2014 года, вскоре после произошедшего в этой стране государственного переворота, погибли более тринадцати тысяч человек; общее число беженцев превысило полтора миллиона. Окрестности небольших городов Иловайска и Дебальцево превратились в братские могилы для сотен человек, погибших неизвестно за что и непонятно зачем. В конце февраля — начале марта 2014 года власть в Крыму сменилась практически бескровно (СМИ сообщали о восьми погибших), и с тех пор, на протяжении вот уже пяти лет, в Крыму идет своим чередом размеренная мирная жизнь. Открытый 16 мая 2018 года мост через Керченский пролив связал Крым с остальной частью территории России, способствовав, среди прочего, значительному увеличению туристического потока на полуостров.

Понятно, что в Крыму, как и везде, есть свои проблемы — но очевидно, что там не льется ничья кровь, а все жители полуострова, вне зависимости от национальности, вероисповедания и каких-либо других характеристик, обладают равными гражданскими правами. Из Крыма нет волны беженцев, жители Крыма не бегут от артиллерийских обстрелов (как вынужденно бежали многие жители Донбасса от артобстрелов Вооруженных сил Украины) — потому что таковых обстрелов там со времен Второй мировой войны не было, и этому можно только порадоваться.

Итак, мы видим, что именно израильский суверенитет над Голанскими высотами обеспечил мир и стабильность на этой территории, и именно в составе Российской Федерации Крым получил наибольшие возможности для созидательного развития.

И там, и там никакая группа жителей не подвергается какой бы то ни было дискриминации: в Крыму бок о бок живут русские, украинцы, татары, евреи и представители других народов; на Голанских высотах почти половину из 47 тысяч жителей составляют евреи, еще почти половину — друзы, а примерно 5% населения — алавиты, и везде царит гражданский мир. В мире, в котором так много межнациональных и межконфессиональных конфликтов, где имеют место случаи этнических чисток и даже геноцида, подобное гармоничное сосуществование, пусть и сопряженное с непростой памятью о прошлом, является достижением весьма значительным.

Можно было бы поэтому ожидать, что весь мир будет благодарен за это Израилю и России, признав их суверенитет, соответственно, над Голанскими высотами и Крымским полуостровом.

Вместо этого, однако, происходит прямо противоположное. Когда 25 марта президент США Дональд Трамп наконец подписал указ о признании израильского суверенитета над Голанскими высотами, то и все 28 стран Европейского Союза (включая находящуюся в процессе то ли выхода, то ли невыхода из него Великобританию), и Российская Федерация заявили о категорическом несогласии с этим шагом.

Хочется спросить: почему? Ведь еще недавно, до лета 2018 года, та треть территории Голан, которая не принадлежит Израилю, была почти полностью захвачена исламистскими боевиками и моджахедами — и там творились хорошо известные всему миру злодеяния. Это точно лучше, чем то, что происходит с израильской стороны границы?

На Голанских высотах существует пока только один город — Кацрин; вот уже второй срок его мэром работает уроженец Советского Союза Дмитрий Михайлович Апарцев, прекрасно говорящий по-русски. Дипломаты из МИД России не считали бы нужным спросить его мнение о том, какое настоящее и будущее Голанских высот заслуживает их поддержки?

С другой стороны — Крым: ведь совершенно очевидно, что подавляющее большинство жителей этого региона все постсоветские годы хотели быть частью России, а не Украины, и хотят этого и поныне. Почему представители дипломатических ведомств иностранных государств игнорируют это, самое базовое право жителей — право на гражданское самоопределение?! Кому и чем мешает, что Крымский полуостров развивается так интенсивно, как он не развивался никогда прежде?!

Можно долго повторять одни и те же бессмысленные слова о якобы «нормах международного права», которые, однако, никогда, когда они были нужны — в годы армянского геноцида и Холокоста, в ходе депортации народов в СССР в 1943–1944 годах и в годы так называемой «культурной революции» в Китае, в ходе этнических чисток в Руанде и Дарфуре… — никому и ничем не помогли. Право не может и не должно противоречить воле и интересам людей, которых оно призвано защищать, а интересам и воле жителей Крыма как раз соответствует факт его вхождения в состав России, а Голан — в состав Израиля.

Чем быстрее это осознают в министерствах иностранных дел по всему миру, тем меньше бессмысленных бумаг родится на свет, ибо совершенно очевидно: Крым навсегда останется частью России, а Голанские высоты — частью Израиля. И хорошо, что именно так.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах