В неё вошли 23 депутата из всех фракций и 19 думских комитетов. Среди них - Анатолий Аксаков («СР»), Михаил Дегтярев (ЛДПР), Сергей Жигарев (ЛДПР), Ирина Роднина («ЕР»), Николай Коломейцев (КПРФ) и Николай Валуев («ЕР»). Представителей направили Госсовет Республики Крым и Законодательное собрание Севастополя. Возглавил группу по поручению Совета Думы первый вице-спикер Иван Мельников (КПРФ). На следующей неделе состоится первое заседание.
Кашу, если можно так выразиться, заварил спикер Вячеслав Володин. 16 марта, выступая в Симферополе на торжествах по случаю пятилетней годовщины присоединения Крыма к России, он предложил «просчитать, сколько потеряла экономика Крыма, сколько потерял народ, какие права были нарушены». А потом, сказал, «через наши парламентские структуры европейские мы с вами возьмем и обяжем Украину компенсировать это». Посчитать, по его мнению, всё следовало за 23 года, с распада СССР в декабре 1991 года до присоединения Крыма к России в марте 2014 года.
В словах спикера удивляло слово «аннексия» применительно к способу приобретения Украиной Крыма - он ещё раз повторил его в зале пленарных заседаний Госдумы несколько дней спустя. Аннексией в политологии называют принудительное присоединение каким-то государством части или всего другого государства в одностороннем порядке. Крымскую же область Украинской ССР вроде как передали в 1954 году от РСФСР по Указу Президиума Верховного Совета СССР. А после распада Союза, который прошёл по административным границам между союзными республиками, признание нерушимости тех границ было закреплено и в так называемом «Большом» российско-украинском Договоре о дружбе и сотрудничестве 1997 года, и в Договоре о государственной границе между Украиной и Россией 2003 года.
Впрочем, в названии созданной рабочей группы слова «аннексия» нет.
Кремль устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова пока полностью дистанцировался от этой затеи. Попыток привлечь к работе Совет Федерации и правительство в Госдуме даже не делали.
Самый теперь интересный вопрос - как они будут считать. Ясности нет. Одни, например, говорят, что стоит сравнить бюджетные ассигнования, выделявшиеся разным регионам из украинской казны в 1991-2014 годах, пересчитать всё в долларах с учетом колебаний курса - из этих данных, мол, сразу будет видно, что Крым был нелюбимым и жившим на Украине впроголодь дитятей. Но такой подход может привести многих россиян к опасным мыслям: ведь и из федерального бюджета РФ разные регионы получают неодинаковые по размеру трансферты, значительная их часть распределяется без применения точных и беспристрастных методик, и есть такие субъекты, где уровень бедности зашкаливает (в Туве, например - более 40% населения). А лишний раз убеждать крымчан в том, что в России им живется лучше, судя по социологическим опросам, необходимости нет.
В Думе очень надеются на депутатов-крымчан, которые наверняка всё знают. И в Российскую Академию наук отправлено письмо с просьбой оказать содействие методиками и специалистами. И неравнодушные россияне, узнав, что на Охотном ряду затеяли столь масштабное дело, уже предлагают свои услуги, говорят в рабочей группе…
Предположим, баланс когда-нибудь сведут. Но возможность что-то там взыскать через «европейские парламентские структуры» нулевая: на данный момент нет ни одной, которая бы признавала законность вхождения Крыма в состав России в марте 2014 года.
Казалось бы, ну и что? Оценивает же зачем-то комиссия Верховной Рады ущерб, причиненный, по их мнению, Россией Украине за последние 5 лет, и кандидаты в президенты Украины говорят о намерении выставить счёт. Госдума всего лишь даёт, как говорится, «зеркальный» пропагандистский ответ!
Но Верховная Рада - странный для российской элиты пример для подражания. Попытки заявить о каких-то материальных претензиях со стороны соседей раньше неизменно вызывали у российских политиков и госпропаганды скептическую и обиженно-снисходительную усмешку - что, мол, с них, русофобов и историю не помнящих, взять.
Теперь Госдума право на такую усмешку утратила.