О планах Ким Чен Ына посетить Россию сообщил бывший руководитель центра корейских программ ЦРУ Эндрю Ким на закрытой встрече в Сеуле. «Ким Чен Ын стремится поехать в Россию, чтобы продемонстрировать тесные связи с Москвой на фоне сорвавшегося саммита», — цитирует его южнокорейское издание Donga Ilbo.
Слухи о возможном визите главы КНДР в Россию поползли после того, как его переговоры с Дональдом Трампом в Ханое в конце февраля закончились раньше времени и безрезультатно. В начале марта пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков подтвердил, что в Москве ждут Ким Чен Ына. «Такая встреча остается на повестке дня, пока точных договоренностей нет, мы продолжим процесс согласования с нашими северокорейскими визави по дипломатическим каналам», — уточнил Песков.
В Северной Корее не скрывают, что разочаровались в США. И особенно в их способности договариваться и идти на компромиссы. Замминистра иностранных дел КНДР Чхве Сон Хи 15 марта заявила, что ее страна может прекратить переговоры с Соединенными Штатами. По ее словам, Трамп «упустил золотой шанс» на переговорах в Ханое. Чиновница обвинила американского президента в нежелании идти на поэтапное снятие санкций в обмен на поэтапный отказ от ядерного оружия. Если Вашингтон продолжит требовать от Пхеньяна немедленной и полной денуклеаризации, то они «не желают участвовать в подобных переговорах».
«Россия, конечно, не может заменить США на переговорах по денуклеаризации, — комментирует «МК» директор корейских программ Института экономики РАН Георгий ТОЛОРАЯ. — Но она может сегодня сыграть очень позитивную роль. Пока переговоры между Северной Кореей и Соединенными Штатами шли относительно без проблем, для нас в них особо места не было. А сейчас мы можем сыграть роль, если не посредника, то, во всяком случае, консультанта, для того чтобы восстановить мирный процесс. Так что ждем товарища Ким Чен Ына. Сейчас его визит в Россию более реален, чем в прошлом году.
Что же касается договоренностей, которые могут быть достигнуты на подобной встрече, то Россия, как и другие страны, скована международными санкциями в отношении КНДР. Мы пытаемся найти какие-то возможности для экономического сотрудничества, которые не подпадают под санкции. А политическое сотрудничество у нас и так очень неплохое. Есть оно по линии парламентской делегации, по линии торгово-промышленной палаты и другим направлениям. На данный момент отношения с Россией для Северной Кореи входят в число приоритетов».