По словам Трампа, он польщен, что с ним сравнивают бразильского президента. В их взглядах действительно много общего. Обоих обвиняют в приверженности ультраправой идеологии, оба популисты, оба критикуют венесуэльское правительство Николаса Мадуро. И не любят журналистов, называя их «фейк ньюс». Когда-нибудь они были просто обязаны встретиться.
И вот Жаир Болсонару прилетел в Вашингтон. Во вторник, 19 марта, президенты провели совместную пресс-конференцию. На ней Трамп заявил, что отношения двух стран сегодня «лучше, чем когда-либо», а также анонсировал, что теперь США собираются сделать Бразилию «крупным союзником НАТО, не входящим в альянс». А в будущем, возможно, и «крупным союзником по НАТО».
Но ведь Североатлантический Альянс задумывался как объединение для безопасности в Европе. Как латиноамериканская страна может войти в него?
Возможно, Бразилия пойдет по пути Колумбии, которая в прошлом году первой из стран Южной Америки присоединилась к НАТО как «глобальный партнер». Это не совсем полноценное членство: страна не обязана принимать участие в военных действиях. Подразумевается сотрудничество, например, в сферах кибербезопасности и разминирования. Указ том, чтобы сделать Бразилию «партнером среди не-членов НАТО», Трамп уже пообещал подписать, но для включения ее в сам альянс ему, по собственному признанию, «нужно поговорить с многими людьми».
«Это одно из экзотических заявлений президента Трампа, — отметила в беседе с «МК» президент Ассоциации Евро-Атлантического сотрудничества, замдиректора ИНИОН РАН Татьяна ПАРХАЛИНА. — На самом деле не может быть речи об институциональном союзничестве Бразилии и НАТО. Это не предусмотрено североатлантическим договором. Согласно ему, членство в альянсе возможно для Соединенных Штатов, Канады и европейских стран. Что касается других форм отношений с альянсом, то многие страны из других регионов, например, Австралия и Новая Зеландия, ряд арабских государств, являются партнерами НАТО. Бразилия тоже может получить такой статус.
Это партнерство не подразумевает участия в военных учениях или размещения на территории страны баз НАТО. Оно может включать в себя совместную борьбу с терроризмом или программы по доведению вооружения этой страны до натовских стандартов».
Для Бразилии важно не только получить поставки американского вооружения, но и стать частью Организации экономического сотрудничества и развития. Экономика страны от этого выиграет, и Трамп пообещал, что США поддержат кандидатуру латиноамериканской страны на вступление в объединение.
Еще одной важной темой на переговорах стала Венесуэла. И Трамп, и Болсонару хотели бы видеть Хуана Гуаидо не только самопровозглашенным, но и реальным президентом Боливарианской Республики. Именно через Бразилию и Колумбию США пытались переправить в Венесуэлу гуманитарную помощь. Давно ходят разговоры о возможном военном вторжении на ее территорию, хотя не ясно, обсуждали ли лидеры такую возможность. На пресс-конференции Трамп только подтвердил свое давнее высказывание о том, что США «рассматривают все опции».
При предыдущем социалистическом правительстве Бразилии ее отношения с США переживали не лучшие времена. Диалог еще больше осложнили откровения экс-сотрудника АНБ Эдварда Сноудена. Согласно его утечкам, агентство прослушивало разговоры бывшего бразильского президента Дилмы Руссефф. Но в конце прошлого года к власти в Бразилии пришел «тропический Трамп» Болсонару, и державы закопали топор войны. Во время своего визита в Америку он даже посетил ЦРУ, которое у него на родине обладает весьма неоднозначной репутацией. Противники Болсонару считают, что в своем преклонении перед Трампом тот зашел слишком далеко.