Абажуры, табакерки, многочисленные бюсты прародителей коммунизма, портреты царей, холодильники и даже девушки с веслом... Коллекция реквизита Мосфильма насчитывает более 500 тыс единиц хранения, позволяющих восстановить обстановку практически любой эпохи. Раньше все это богатство находилось в тесных и темных помещениях - порой даже сами сотрудники не знали, что именно они хранят. Но в марте коллекция наконец-то переехала в новый "Дом костюма и реквизита", построенный на средства инвесторов (Взамен киностудия отдала часть своей территории под жилищное строительство). На 15,5 тыс кв.м свободно разместились все имеющиеся предметы, включая 90 ретро-автомобилей и 100 колясок и карет, и даже остались резервные площади для пополнения ассортимента.
Дмитрий Медведев, который перед началом заседания совета обошел "Дом реквизита" с экскурсией, особенно заинтересовался собранием холодильников 60-70-х годов. Очевидно, один из них стоял в квартире девятиэтажки в питерском районе Купчино, где когда-то жил премьер. А другую модель родом из 30-х он вполне мог видеть в доме своей бабушки. "Интересно тут у вас побродить!" - искренне признался ДАМ, с ностальгией, разглядывая старые абажуры, панно и картины. "О! Даная!" - узнал он знаменитую обнаженную натуру. "Надо будет проверить, а в музее- то, что у нас хранится?!" - пошутил Медведев.
По словам директора киностудии Карена Шахназарова, реквизит последнее время пользуется повышенным спросом - ежегодно поступает более 500 заявок. Это связано в том числе с возрождением отечественного кинематографа. "Отрасль в прошлом году показала неплохую динамику. Стали снимать больше фильмов в разных жанрах, а люди стали чаще ходить в кино", - заявил на заседании совета Дмитрий Медведев, отметив что кассовые сборы отечественных картин выросли до 14 млрд руб. По мнению главы Минкульта Владимира Мединского, снимать стали не только больше, но и лучше. "Могу ответственно заявить, что спортивное, военное кино, кино про космос и драматические сериалы мы снимаем на уровне мировых стандартов. А может, и лучше", - заверил премьера министр.
Такую продукцию, считают члены совета, надо активнее продвигать за рубежом. Сейчас главными дистрибьюторами отечественных фильмов являются международные кинофестивали: например, на последнем Берлинале в феврале 2019 года нашего кино было продано на $2 млн. Кинорежиссер Федор Бондарчук предложил, чтобы к этому процессу подключилось государство: для продвижения российского кинематографа можно задействовать инфраструктуру экспортного центра. Это потребует финансирования в объеме 400 млн руб ежегодно. Деньги, сказал Бондарчук, нужно выделять "проектам, имеющим международный потенциал", на конкурсной основе.
"Показ нашего кино за границей - это не только вопрос денег , - поддержал инициативу Владимир Мединский, - Это продвижение наших ценностей, образа жизни, представлений о добре и зле. Это не жесткая, а мягкая сила". Вместе с тем, как показывает практика, пока далеко не все страны хотят узнать о "наших представлениях о добре и зле", а некоторые даже всеми силами избегают этого узнавания. Министр культуры признал, что некоторые новые фильмы, в том числе на военную тематику, были запрещены к показу в ряде республик бывшего СССР и сильно ограничены к прокату в США.
Что касается российского зрителя, то ему, по мнению Минкульта, тоже надо показывать больше российского кино. Мединский предложил отдавать приоритет отечественным лентам не только на новогодние праздники, но также в праздничные дни "вокруг 9 мая", а также на "школьные каникулы вокруг 4 ноября". Зрители, по его словам, против не будут: "70% посетителей кинотеатров отмечают ежегодное улучшение качества наших кинолент". Самих владельцев кино на заседания совета не пригласили (видимо, из-за конфликта с Минкультом), но их мнение хорошо известно. На днях ассоциация, объединяющая собственников этого бизнеса, выпустила обращение, в котором заявила о недопустимости использования административного ресурса для получения преференций по выходу фильмов в прокат. Прокатчики давно просят чиновников установить на кинорынке понятные правила игры. Протекционизм, по их мнению, должен распространяться не больше, чем на 5 отечественных картин в год, а сроки их показа согласовываться заранее. Сейчас Минкульт регулярно переносит иностранные фильмы в связи с выходом российских.