В этом маленьком факте отражаются и логика принятия решений, и производственная дисциплина, и кадровая политика, и — главное — отношение. Отношение к космосу как к средству набить карманы, а не как к мечте, которой жила (и живет еще) страна.
Возьмем, например, самые последние «успехи» — февральские.
Модуль «Наука» будет отправлен к МКС в 2020 году. Ранее планировавшаяся дата отправки — 2007 год.
На Луне когда-то будет работать и зачем-то добывать полезные ископаемые российский тяжелый луноход. Китайский уже по обратной стороне Луны ползает, а сейчас к спутнику Земли уже летит первый частный (израильский) луноход. Пожалуй, стоит повторить, а то не укладывается как-то. Не российский, нет. Частный. Израильский. Сейчас.
Собрали «царь-двигатель» для нового «Союза», скоро начнут испытывать. В 2021 году должны быть готовы первый и второй летные комплексы двигателей, чтобы на «Союзе» запускать новый пилотируемый корабль «Федерация».
Илон Маск испытал двигатель, превосходящий те, что Россия поставляет в США. А «Федерация» не будет летать к МКС и доставлять туда экипажи, как планировалось. Что-то пошло не так.
В принципе Дмитрий Олегович Рогозин как эффективный менеджер знает, что не так. Название.
По мнению Рогозина, корабль «должен не как девочка называться — мужским именем». «Федерац», например. (Помните пепелац?) Ну, или, как многие пользователи соцсетей предложили, «Федераст» (тут главное — волю фантазии не давать). Интересно, название страны — Российская Федерация — не смущает?..
Могли бы назвать «Дирижабль». Почему? А чтобы было как в песне на стихи Дмитрия Рогозина. Видеоклип в Сети есть: «Над землей летит корабль в космосе пространства. Словно древний дирижабль, друг ветров и странствий. На антенны опираясь, как у птицы крылья. На планеты озираясь, Млечный путь из пыли…»
Но не назовут. Потому что, как пишет государственное информагентство, команда, работавшая над «Федерацией», сбежала из «Роскосмоса» в частную космическую компанию. Возможно, благодаря этому корабль полетит. Удалось же наладить выпуск новых вооружений! Да, Рогозин был курирующим вице-премьером, но министром обороны — Шойгу.
Короче, «Федерация», или как там назовут, будет «под Луну». То есть опять — когда-нибудь. Как и остальные «успехи».
В чем точно можно быть уверенным, так это в том, что будет построен новый небоскреб для «Роскосмоса» — в форме ракеты. Оценочно — 25 миллиардов (не роскосмосовских — госкорпорация землями ведущего своего предприятия отдаст). У нас же как заведено: если пафосного здания у госкорпорации нет, то это и не госкорпорация вовсе, а нелепость какая-то. Ничего в ней не работает. А как построят, так сразу — прорыв.
Что еще? Со скрипом вывели «Союзом-2.1б» на орбиту египетский спутник. Рогозин говорит, что все было нормально. Злые языки говорят: была нештатная ситуация. Якобы датчики криво настроили, а потому в бак третьей ступени недолили окислителя, и в результате двигатель выключился раньше положенного. Верьте кому хотите, но запуск спутников OneWeb ракетой «Союз-СТ-Б» с космодрома Куру был перенесен. Поскольку у ракет «Союз-2.1б» и «Союз-СТ-Б» — одинаковые третьи ступени.
Запуск египетского спутника — первый российский космический запуск в этом году. Дмитрий Рогозин лично обещал в начале февраля Владимиру Путину, что в этом году будет 45 пусков: «Владимир Владимирович, 45 пусков предстоит — увеличение более чем в два раза. Нагрузка большая, но я считаю, что мы с ней справимся».
Простая арифметика. С начала года был один пуск. Осталось 44 пуска. До конца года (округлим) — 10 месяцев. То есть по четыре-пять пусков в месяц. Каждую неделю Россия должна запускать что-то или кого-то в космос. Или залпом запускать будут?..
Но есть и хорошая новость: Рогозин закрыл свой Твиттер. Теперь новостями про батут для американских астронавтов и про лунный трактор смогут наслаждаться только отобранные Дмитрием Олеговичем пользователи.
Пока я писал эту колонку, в «Роскосмосе», благодаря звонкам журналистов, исправились: к 16.00 полет Юрия Гагарина появился в разделе «Запуски».
Казалось бы, это неплохо. Но все, что сейчас в отрасли происходит, мне лично об одном говорит: не стоит журналистам «Роскосмосом» рулить.