«Нам сейчас надо вернуться к сверхскоростному, сверхзвуковому пассажирскому движению. Надо об этом подумать», - сказал Владимир Путин на встрече с представителями общественности по реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» в столице Татарстана.
Казалось бы, чего проще? Ведь еще не так много воды утекло с тех пор, как СССР со своим Ту-144 конкурировал с франко-британским «Конкордом». Но не все так просто. Ведь не случайно и советский, и европейский сверхзвуковые лайнеры сошли с маршрутов и стали легендой. В истории обоих этих самолетов, опередивших свое время, были трагические катастрофы. Была нерешенная экологическая проблема с громоподобным шумом при переходе самолета на сверхзвук. Была иррациональная летная экономика, когда выигрыш во времени оборачивался сверхдорогими авиабилетами.
Прошли десятилетия после того, как Ту-144 и «Конкорды» завершили полеты, и вот тема сверхзвука опять поднимается. Президент в качестве примера успешного освоения сверхзвука назвал ракетоносец Ту-160. Мол, для военных смогли, так неужели гражданскую версию не осилим? Однако эта аналогия не очень уместна. Это почти то же самое, что корабелам, построившим ракетный крейсер, посоветовать строить комфортабельный пассажирский лайнер.
Сдается, президент не случайно сказал, что над задачей «надо подумать». От «подумать» до сделать - дистанция может быть «огромного размера». К примеру, министр промышленности и торговли Денис Мантуров ранее говорил, что эскизное, а затем и рабочее проектирование сверхзвукового пассажирского самолета может быть начато в период с 2022 по 2026 годы.
Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени Н.Е.Жуковского, который иногда называют роддомом нашей авиации, сообщил, что проводит исследовательские работы по созданию демонстратора сверхзвукового гражданского самолета. Стоимость работ с 2017 по 2019 год - 1,37 миллиарда рублей.
«Туполев», создавший некогда Ту-144 и Ту-160, сообщил, что опытный образец проектируемого сверхзвукового пассажирского самолета должен совершить свой первый полет в 2027 году. Стоимость всех работ - примерно 105 млрд рублей. Планируется, что самолет сможет перевозить до 30 пассажиров. На высоте 11 км сможет развивать скорость до 1900 км/ч.
Известный военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, считает, что при создании сверхзвуковых лайнеров придется решить немало технологических проблем.
«Стоит отметить что в Российской Федерации отсутствует необходимая для создания такого самолета маршевая силовая установка, серийно производимый двигатель НК-32 не сможет отвечать современным требованиям гражданских эксплуатантов». +10 лет к разработке...», - написал Виктор Мураховский в Facebook.
В свою очередь, исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев сказал «МК», что при создании самолета, пригодного для перевозок в гражданском сегменте, необходимо решить по большому счету две группы проблем:
-Первая — это проблемы экологические, то есть снижение шумового воздействия от ударной волны при переходе самолета на сверхзвук. И вторая — это проблемы, связанные с технологиями, которые обеспечили бы приемлемую топливную эффективность и в целом приемлемую стоимость эксплуатации.
По его словам, «наработки ученых ЦАГИ позволяют уже сейчас создать такую конфигурацию крыла, такое сопряжение его с фюзеляжем, то есть применить такие аэродинамические компоновки и решения, которые позволят минимизировать шумовое воздействие на местность, и благодаря этому сделать потенциальный бизнес-джет способным летать над сушей».
-Как мы помним, полеты англо-французских сверхзвуковых «Конкордов» в Северную Америку без проблем были возможны на сверхзвуке только над Атлантикой. Сверхзвук над сушей был невозможен, - сказал эксперт. - Необходимо добиться минимального шума на местности. Без этого сверхзвуковой самолет не может быть сертифицирован.
Что касается экономики, сказал он, то физику обмануть не удастся.
-Мы отчетливо представляем, что ни при каких условиях полет на сверхзвуковом самолете не окажется дешевле полета на обычном дозвуковом пассажирском самолете. В то же время, ни для кого не секрет, что авиакомпаниям в ближайшее время необходимо ориентироваться на наиболее взыскательную к скорости, ко времени в пути группу пассажиров, а именно - на сегмент пользователей деловой авиации, на пассажиров так называемых бизнес-джетов.
По словам Олега Пантелеева, кроме наработок ЦАГИ, у российской авиационной науки есть понимание, какие можно было бы использовать материалы, технологии производства летательного аппарата.
-У нас достаточно большой объем экспериментальных данных, которые дают представление о том, каким воздействиям подвергается крупное воздушное судно при полете на сверхзвуке, - сказал Олег Пантелеев. - Здесь, конечно, большую ценность имели испытания и Ту-144, и Ту-144ЛЛ (летающая лаборатория) совместно с «Боингом», - сказал авиационный эксперт. - Наконец, да, действительно созданы двигатели большой тяги НК-32 для Ту-160. Правда, сертифицировать по гражданским, а тем более по мировым нормам эти двигатели никто не будет. Да и напрямую переносить военные двигатели на гражданский самолет никто не станет. И все же некоторые наработки по двигателю большой тяги можно было бы применить.
Итак, тема сверхзвука, конечно, громкая. Во всех смыслах. Работать над ней можно. Если есть время и деньги. И если более важных задач нет.