Содержание речи Мэй в Белфасте за день до визита анонсировала Даунинг-стрит. Ожидалось, премьер признает, что для Северной Ирландии «наступают беспокойные времена», но заверит ее жителей в том, что найдет решение, которое получит «широкую поддержку среди северных ирландцев» и «большинство голосов в Вестминстере». В детали глава правительства, очевидно, вдаваться не собирается.
Среди тех, с кем решила встретиться Мэй, – глава Демократической юнионистской партии Северной Ирландии Арлин Фостер. Ранее Фостер высказывалась, что категорически не приемлет «страховочный вариант» для Северной Ирландии, предусмотренный в «сделке» с ЕС. Найти другое решение Мэй призвали и в парламенте.
«Страховочный вариант», или бэкстоп, призван был избежать «жесткой» границы между двумя частями острова Ирландия. Согласно ему, если в течение 21-месячного переходного периода после выхода из ЕС Брюссель и Лондон не смогут договориться о торговых условиях, Великобритания автоматически останется в таможенном союзе с Европой. А Северная Ирландия еще и в едином рынке. Критики такого подхода опасаются, что страна может оказаться «заперта» в таможенном союзе на неопределенный срок. Ирландским юнионистам особенно не нравится, что Северная Ирландия в этом случае будет жить по отдельным правилам, как бы исключаясь из Соединенного Королевства.
В заявлении Мэй говорится: «Сегодня главное не столько то, чтобы предотвратить возвращение Ирландии к вызовам прошлого (имеется в виду кровавый конфликт между двумя общинами острова, которому положило конец соглашение Страстной пятницы — «МК»). Главное — это то, как мы будем вместе двигаться к возможностям будущего».
Большинство британских политиков требует избежать выхода из ЕС «без сделки», «жесткой» ирландской границы, но при этом как-то обойтись и без «бэкстопа». В Брюсселе уверены: обойтись никак нельзя и условия соглашения изменению не подлежат. Об этом заявил главный европейский переговорщик по Брекситу Мишель Барнье.
Мэй в свой очередь считает, что уговорить европейских чиновников и найти другой вариант ей все же удастся. Тем более политический тяжеловес Евросоюза Ангела Меркель в начале недели высказалась в ее пользу. Канцлер Германии заявила: «У нас все еще есть время, чтобы достичь соглашения, если каждая из сторон продемонстрирует добрую волю». Она призвала переговорщиков быть «креативными» и не зацикливаться на единственном решении проблемы ирландской границы.