Пик народных волнений пришелся на субботу, когда в Каракасе проходили два параллельных митинга. Оба собрали тысячи человек. На одном из них — более многочисленном — присутствовал самопровозглашенный президент Хуан Гуайдо. Он заявил, что оппозиция не сдастся, пока Мадуро не сложит с себя полномочия. По его мнению, лучшее свидетельство того, что большинство венесуэльцев недовольны режимом, — это то, что полиция не стала разгонять антиправительственные митинги и позволила протестующим собраться.
Похожее заявление сделал генерал ВВС Франсиско Янес. Он выпустил видео, в котором рассказал о своем переходе не сторону Гуайдо, добавив, что «90% военных не поддерживают диктатора, они поддерживают народ Венесуэлы». Самопровозглашенный президент ранее утверждал, что он ведет тайные переговоры с армией. Неделю назад о приверженности лидеру оппозиции заявил военный атташе посольства Венесуэлы в США Хосе Луис Сильва, но он на тот момент находился за рубежом.
Мадуро в тот же день провел ответный митинг. Он пришелся на годовщину прихода к власти в Венесуэле его предшественника Уго Чавеса. Именно с этого момента начался разворот страны к диктатуре. И поворачивать назад Мадуро не собирается. На призывы оппозиции и зарубежных лидеров провести досрочные президентские выборы он ответил: «Вы хотите выборы? Хотите досрочные выборы? Мы собираемся провести парламентские выборы».
Президент подчеркнул, что Конституционная ассамблея вскоре назначит дату голосования. С 2015 года венесуэльский парламент — Национальную ассамблею — контролирует оппозиция во главе с Хуаном Гуайдо. Депутаты несколько раз пытались сместить Мадуро, но в ответ он отнял у них все реальные полномочия и учредил параллельный орган — ту самую Конституционную ассамблею. Она стала выполнять функции подконтрольного режиму парламента, а во главе ее встал правая рука президента Диосдадо Кабельо.
Поэтому выборы в Национальную ассамблею, даже если их удастся провести в условиях повсеместного хаоса, вряд ли что-то изменят. Большинство латиноамериканских и западных стран поддержали Гуайдо в его претензиях на власть. Соответственно, итоги досрочных парламентских выборов они не признают, так как организовывать их будут «нелегитимные» Мадуро и Конституционная ассамблея. Противников правительства внутри страны они также вряд ли переубедят. И наконец влияние и полномочия Национальной ассамблеи благодаря усилиям Мадуро и без того были сведены почти к нулю.
Скорее всего, это заявление, как и согласие на переговоры с оппозицией — еще одна попытка выиграть время, указывают аналитики Reuters. Но время, очевидно, пока играет в пользу Гуайдо, которому с каждым днем удается перетягивать на свою сторону все больше сторонников. Полиция в это время почти бездействует и позволяет мятежному политику свободно передвигаться по Каракасу, а его единомышленникам — собираться в огромные демонстрации, хотя и аресты митингующих происходят регулярно.