МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Ящик Мадуро открыт: Трамп поспешил признать Гуайдо президентом Венесуэлы

Он мог бы и подождать, пока режим Мадуро рухнет сам

Решение администрации Дональда Трампа признать венесуэльского оппозиционера Хуана Гуайдо и.о. президента в то время, когда существующий президент Николас Мадуро все еще находится во власти, − весьма нестандартное для американской внешней политики. Но для такого нестандартного президента, как Трамп, это вполне ожидаемо.

Фото: Алексей Меринов

Любой другой президент США просто-напросто подождал бы немножко, пока венесуэльский народ сам свергнет Мадуро, поскольку его президентство и так, судя по всему, дышит на ладан.

Дело в том, что в венесуэльских вооруженных силах, которые являются главной — а скорее всего, единственной — опорой Мадуро, уже фиксируются случаи, когда рядовые солдаты переходят на сторону протестующих. Чем дольше это противостояние с народом станет длиться, тем больше будет подобного рода дезертирств.

Одна из главных причин тому заключается в том, что большинство венесуэльских военнослужащих получают такую же мизерную зарплату (около $10/месяц), как и обычные граждане. Пока рядовые солдаты вынуждены перебиваться с хлеба на воду (когда им удается хлеб и воду достать), многим генералам и другим главам силовых структур удается параллельно зарабатывать огромные деньги в венесуэльском наркобизнесе, крышевании бизнеса, контрабанде и других преступных областях. Их собственные роскошные дома в Майами являются только одним свидетельством того.

Вместе с тем не все руководители вооруженных сил довольны режимом Мадуро, разумеется. Весьма вероятно, что несколько сотен венесуэльских офицеров, которые были вынуждены уехать из страны в изгнание при режимах Чавеса и Мадуро, могут сговориться со своими крайне недовольными соратниками, которые сейчас служат в армии. Как было написано в СМИ, они уже в прошлом году секретно изучали возможности совершения военного переворота и, возможно, стояли за попыткой атаки беспилотника на Мадуро в августе. Таким образом, эти офицеры-мятежники могут дать дополнительный импульс рядовым солдатам перейти на сторону Гуайдо, который уже гарантировал всем переметнувшимся военнослужащим полную амнистию.

Как было доказано в Румынии в 1989 году и на многих других примерах за всю историю, даже самые жесткие и, казалось бы, крепкие полицейские государства оказываются абсолютно беспомощны, когда почти весь народ — включая рядовых солдат и полицейских, — нищий, голодный, озлобленный, готов восстать против нелегитимной власти.

Так что было бы правильнее и умнее, конечно же, если бы администрация Трампа дождалась того момента, когда режим Мадуро сам рухнет. Но вместо этого Трамп, поспешив признать Гуайдо временным президентом, напрасно вылил воду на мельницу тех антиамериканистов в России и по всему миру, которые любят говорить о «коварном и грубом американском вмешательстве во внутренние дела других стран».

Но пока еще царит двоевластие в Венесуэле. В России что-то похожее произошло относительно недавно — осенью 1993 года, когда Александр Руцкой, приняв присягу на копии Конституции РФ, назначил себя президентом страны. Разница в том, что более 20 стран мира уже признали Гуайдо легитимным лидером Венесуэлы, но ни одна страна не поддержала самозванца Руцкого.

К сожалению, жесткие и упертые позиции как Трампа, так и Мадуро загоняют обоих в тупик и увеличивают вероятность военного столкновения между США (вместе со своими союзниками Колумбией и Бразилией) и Венесуэлой.

Если Мадуро решит арестовать Гуайдо за «попытку узурпировать власть», точно так же, как Борис Ельцин в октябре 1993-го арестовал Руцкого, то Вашингтон угрожает ответить Мадуро жесткими мерами, включая силовые. Также жесткими мерами обещает ответить администрация Трампа, если силы Мадуро попытаются насильственно депортировать американских дипломатов, откроют огонь по протестующим или если безопасность примерно 47.000 американских граждан, которые в данный момент находятся в Венесуэле, попадет под угрозу.

Если не считать поспешное решение Трампа признать Гуайдо временным президентом, то я тем не менее считаю американскую моральную и материальную поддержку венесуэльской оппозиции абсолютно оправданной и адекватной с учетом явной нелегитимности режима Мадуро. Кроме чудовищной коррупции, политических репрессий и абсолютно бездарной экономической политики режима — президентские выборы в мае прошлого года были грубо сфальсифицированы в пользу Мадуро. Только 13 стран признали эти выборы легитимными, среди которых — Сирия, Иран, Боливия, Антигуа и Барбуда, Северная Корея, Сент-Винсент и Гренадины, Куба и… хм… Россия.

«Американская поддержка венесуэльской оппозиции — это же наглое и никак не оправданное вмешательство во внутренние дела чужой страны!» — кричат мои оппоненты в разных политических ток-шоу на российском телевидении.

Категорически не согласен. США, конечно же, не Швейцария, Финляндия или Лихтенштейн — при всем моем уважении к этим странам и к тому высокому уровню жизни, который их граждане достигли. США — крупнейшая держава, и наивно и нереалистично ожидать, что они будут оставаться в стороне во время таких острых мировых конфликтов, один из которых сейчас напрямую потрясает Венесуэлу и оба американских континента. Точно так же, как и Россия не остается в стороне от этого конфликта. Ведь Россия в нем также участвует — только с другой стороны, поддерживая Мадуро.

Американская поддержка оппозиции в Венесуэле, по сути дела, не отличается от той поддержки, которую оказывал коллективный Запад — включая Ватикан — странам Восточной Европы, которые попали в соцлагерь во время «холодной войны». И слава богу, что такая помощь была оказана им! Эти слова «слава богу!» говорили — и до сих пор говорят — вовсе не только жители Запада, а более 100 миллионов граждан Восточной Европы, которые освободились от этой мракобесной, диктаторской коммунистической системы, навязанной им из Москвы.

«Вашингтон не имеет права диктовать условие «Мадуро должен уйти!» — также кричат мои оппоненты.

Но фишка в том, что сначала миллионы — львиная доля самих венесуэльцев — говорили и говорят: «Мадуро должен уйти!», и только после этого администрация Трампа повторила эти слова.

Лозунг «Мадуро должен уйти!» не отличается по существу от тех лозунгов в конце 80-х, которые кричали на демонстрациях десятки миллионов жителей Восточной Европы: «Чаушеску должен уйти!», или «Хонеккер должен уйти!», или «Ярузельский должен уйти!» — и так далее.

Надо сказать, что американо-венесуэльские противоречия начались задолго до президента Мадуро. Отправная точка — это тот «чавизм», который радикальный левый лидер Уго Чавес ввел в страну во время своего правления.

Среди всего прочего Чавес, по славной большевистской традиции Фиделя Кастро и Ленина, провел широкомасштабную операцию «отнять и поделить». Он национализировал десятки американских компаний, работающих в Венесуэле в нефтяной, сельскохозяйственной, финансовой, золотодобывающей, стальной, телекоммуникационной, электроэнергетической, транспортной и туристической областях. Стоимость всех американских национализированных активов оценивалась более чем в $50 млрд. Более того, чавизм включил в себя активную поддержку марксистских террористических групп ФАРК и «Армия национального освобождения», которые совершали множество терактов в Колумбии, ключевом союзнике США в Латинской Америке.

Чем в конечном итоге закончился «экономический рай» чавизма, который Мадуро рьяно продолжил, когда Чавес назначил его преемником перед своей смертью в 2013 году? Среди всего прочего:

- инфляцией в 1 000 000%;

- тем, что 80% населения с трудом достают еду или недоедают;

- дефицитом воды, электричества и медикаментов;

- крупномасштабной утечкой мозгов и капитала;

- 3 млн беженцев (10% населения), которые хлынули в соседние страны;

- разгулом оргпреступности, бандитизма и наркоторговли.

Гиперинфляция в стране дошла до того, что когда протестующие на днях выбросили венесуэльские бумажные купюры на улицу, никто их даже не поднимал. Смысла не было — даже при нищете народа.

По сравнению с этой сокрушительной социалистической катастрофой в стране, где находятся самые большие в мире резервы нефти, глубокий кризис в России 1991–1993 гг. выглядит как настоящий экономический бум.

Мадуро вместе с Чавесом действительно довели простых венесуэльцев до полной ручки. Поэтому, учитывая массовую народную ненависть к нему и к его разбогатевшей клике, Россия никак не может помочь Мадуро сохранить власть. Кремль, конечно же, может снова отправить два стратегических бомбардировщика в Венесуэлу, но вряд ли это поможет Мадуро справиться с широким народным восстанием. И крайне маловероятно, что Кремль, как в Сирии, решится отправить российские ВКС и военную полицию в Венесуэлу.

Но при всем при том Россия может сыграть важнейшую роль в решении этого клинча между Мадуро и Гуайдо: Кремль может предоставить своему другу Мадуро политическое убежище.

Для Мадуро, который привык к пальмам, морю и 25 градусов тепла в среднем круглогодично, холодная и длинная московская зима — не идеальный вариант, разумеется. Но все равно это гораздо лучше, чем теплая тюремная камера в Каракасе.

Читайте также: "Кремль прокомментировал охрану Мадуро наемниками из ЧВК "Вагнер"

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах