МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Чем обернется сдача Курил Японии: история пророчит революцию

Уступки русских земель были среди причин бунта 1905 года

Очередная встреча президента Путина и премьера Абэ закончилась без видимых результатов. Этого следовало ожидать. Все четче проступавшие очертания компромисса с передачей Японии островов Малой Курильской гряды снова погрузились в туман неопределенности.

Фото: Алексей Меринов

Похоже, что в конце минувшего года секретные переговоры внешнеполитических ведомств двух стран продвинулись настолько далеко, что японцы начали «делить шкуру неубитого медведя». Именно этим можно объяснить рассуждения о судьбе живущих на островах русских, о готовности «простить» Москве выплаты компенсаций за «незаконное пользование» территориями после 1945 года. Склонный к театральным жестам Синдзо Абэ поклялся на могиле своего отца-драматурга добиться успеха в многолетней кампании за «возвращение северных территорий». Одновременно в прессу Страны восходящего солнца сделали утечку о содержании японской части компромисса — Токио согласится получить не четыре, а только два острова при условии неиспользования их американцами. Это очень серьезное изменение традиционной позиции — «четыре острова или ничего». Именно из-за этого в 1956 году японцы отказались от реализации обещанной Хрущевым передачи все тех же двух островов. Такой шаг чреват для Абэ серьезными последствиями, но он готов рискнуть ради скорейшего установления японского контроля над частью российской территории. Следовательно, у него были серьезные основания поступиться общенациональным консенсусом о необходимости требовать «четыре острова архипелага Тисима», как по-японски звучит название Курил.

Радостный ажиотаж в Японии в предвкушении «исторической победы премьера-самурая» неожиданно вызвал острую реакцию в Москве. Возмущение оппозиционных партий и общественных организаций, критические материалы в СМИ произвели сильное впечатление на Смоленскую площадь. Там помнят позорную судьбу высокопоставленных дипломатов эпохи Ельцина, участвовавших в попытке продать 4 острова за 28 миллиардов долларов. Они ушли в политическое небытие и стали «нерукопожатными». Посла Японии срочно вызвали «на ковер» и заявили, что решение деликатных вопросов требует тишины. В Кремле поспешили успокоить общественное мнение заявлениями о том, что Курилы остаются нашими. Но оппозиционные элиты, хорошо помнящие о не таких уж далеких «широких жестах» Москвы с уступками национальной территории, не успокоились. Они знают, что в делах подобного рода «нет дыма без огня». Кампания критики в прессе усилилась, на Сахалине, в Москве и других городах прошли демонстрации.

Вот на каком фоне прошла нынешняя, 25-я по счету встреча Путина и Абэ. Она, по существу, зафиксировала «цугцванг» для обоих лидеров. Любое движение, вперед или назад, несет неприемлемые потери популярности, рейтингов, статусов. Как тут не вспомнить о событиях, которые повлекли изменение судьбы южной части Сахалина, которая по условиям Портсмутского мирного договора перешла под суверенитет Японии. Россия подписала этот унизительный документ по итогам проигранной Русско-японской войны 1904–1905 годов. Подписание состоялось 23 августа 1905 года в американском городе Портсмут не случайно — Америка уже тогда активно вмешивалась в российско-японские дела, выступив в качестве «честного брокера», но по существу занимая прояпонские позиции. Поражение в войне, многочисленные жертвы, потеря части территории империи по условиям Портсмутского договора вызывали возмущение российской общественности. Оно стало важной составляющей Первой русской революции 1905–1907 годов, положившей череду волнений и бунтов, которая закончилась Октябрьской революцией 1917 года и крахом Российской империи. Пережитое унижение оставалось в коллективной памяти граждан Советского Союза, в индивидуальной памяти тогдашнего хозяина Кремля. Оно стало важной причиной обещания Сталина на Ялтинской конференции 1945 года вступить в войну против Японии при условии возврата Южного Сахалина и всех Курильских островов. Возврат этих земель состоялся в рамках победы над Германией и ее союзницей Японией, которая стоила нам 27 миллионов жизней и страшных разрушений. Мы не имеем права забывать об этом!

Тем не менее, зная политические реалии нынешней России, можно предположить реализацию сделки по Курилам если не вскоре, то в обозримом будущем. Рамки этого будущего определяются примерно двумя годами, которые отпущены Синдзо Абэ на посту премьер-министра. Президентские полномочия Путина простираются до 2024 года. Но для него уступка национальной территории будет означать снижение популярности в народе, в политическом классе и среди силовиков. Такая перспектива весьма нежелательна тактически на фоне непопулярных реформ и снижения жизненного уровня населения. Стратегически она повлечет также дальнейшее истончение «крымского консенсуса», утрату исторической роли «собирателя земель русских» и поставит президента в один ряд с неоднозначными историческими фигурами. С Хрущевым, который разбазаривал эти самые земли направо и налево и, в частности, широко открыл «ящик Пандоры» в 1956 году в призрачной надежде за счет уступки Курил сорвать японо-американское стратегическое взаимодействие. В один ряд с уступчивым Горбачевым, который во имя иллюзий о «новом мышлении» сдал Восточную Европу и запустил процесс распада Советского Союза. В один ряд с не всегда трезвым Ельциным, который обещал часто менявшимся японским премьерам территориальные уступки ради реальных или даже мнимых «компенсаций». Перспектива незавидная. Но отказаться от данных «другу Абэ» авансов очень трудно.

Трудно, но еще можно. Для того чтобы остаться «хозяином слова», но предотвратить резкое нарастание факторов нестабильности в обществе, необходимо создать «обстоятельства непреодолимой силы». Форс-мажором может стать, например, общенациональный референдум по вопросу заключения мирного договора с Японией и передачи ей части Курильских островов. Само собой разумеется, итоги этого референдума ясны заранее. Сейчас по опросам общественного мнения свыше двух третей наших граждан категорически выступают против территориальных уступок Японии. Но, как говорится, «голос народа — голос Божий». Результаты волеизъявления в России позволят и японскому премьеру «спасти лицо» — он действительно сделал все, что мог, и продвинулся на пути к вожделенным островам гораздо дальше всех своих предшественников.

За развитием ситуации вокруг Курил внимательно следят в мировых столицах. Уступка Кремля неизбежно будет расценена как проявление слабости России: «Акела промахнулся»! Это повлечет усиление нажима Запада по всем фронтам. Это девальвирует ценность России в глазах партнеров на Востоке. Это может повлечь новые предложения разменять те или иные русские земли на «улучшение двусторонних отношений и капиталовложения». У нас ведь нет мирного договора и с Германией… Да и в других великих и невеликих странах есть свои виды на лакомые куски российской территории.

Выпущенные в 1956 году из «ящика Пандоры» злые силы еще можно загнать обратно. Этого требуют национальные интересы России, интересы стабильности мирового порядка, основанного на решениях Ялтинской конференции 1945 года.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах