Главным противником русского языка в Кыргызстане сейчас является экс-генпрокурор страны Азимбек Бекназаров. Бывший силовик предложил штрафовать местных чиновников за незнание киргизского языка на 5,5 тысячи сомов (5247 рублей). Кроме того, он потребовал от властей сделать знание киргизского языка обязательным требованием при приеме на государственную службу.
В настоящее время Бекназаров возглавляет адвокатскую контору и не входит в правящую элиту страны. Вместе с тем он регулярно выступает с националистическими требованиями, надеясь заручиться поддержкой какой-то части населения страны. В середине января он стал одним из организаторов курултая «Кыргызстан: вчера, сегодня, завтра», участники которого предложили провести референдум о лишении русского языка статуса государственного.
Напомним, первый президент независимого Кыргызстана Аскар Акаев целых шесть лет добивался для русского языка статуса официального, с закреплением этого в Конституции страны. Делал он это с определенной целью: чтобы избежать массового оттока славянского населения, среди которого было немало высокообразованных специалистов. Во-вторых, аналитики, изучавшие языковой вопрос, уже тогда предупреждали, что киргизский язык в одиночку не способен справиться с грузом проблем по развитию страны. Хотя бы потому, что в нем нет большинства понятий, используемых в юриспруденции, банковском деле, современных технологиях. Поэтому симбиоз языков — самый подходящий вариант для экономического роста. В 2001 году русский язык стал в Кыргызстане официальным. Что же изменилось с тех пор, что русский стал неугоден?
Против националистов выступили и 53 киргизские диаспоры, находящиеся в России. Как сказано в заявлении Общероссийского киргизского конгресса, подобными предложениями оппозиционеры только доказывают свою оторванность от реальности. Больше миллиона киргизов трудится в России, отправляя деньги своим семьям на родину и поддерживая тем самым экономическую стабильность в республике.
По словам профессора кафедры русского языка Киргизско-российского Славянского университета Мамеда Тагаева, в целом у населения сохраняется высокая заинтересованность в изучении русского языка. По его данным, даже в тех регионах, где русских школ практически нет, только 2% населения готовы полностью отказаться от изучения русского.
Зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин ЗАТУЛИН объяснил «МК», зачем националисты спекулируют темой русского языка:
— Сегодня в Киргизии, пережившей два госпереворота, политическая элита переживает очередной непростой момент. Речь идет о последствиях, связанных с конфликтом между бывшим и действующим президентами. Атамбаев — человек крайне размашистый, неразборчивый — вступил в конфликт со своим наследником, и теперь тема русского языка является отвлекающим фактором от отношений власти и оппозиции. Определенные силы сделали ставку на жгучий национализм, хотя никакой проблемы существования русского языка в качестве официального для Киргизии не создается.