Инженерные войска 21 января отмечают 318-ю годовщину со дня образования. Военные саперы — профессия уникальная. В Великую Отечественную войну жители сотен освобожденных от врага городов — и у нас, и за рубежом — могли видеть такие надписи: «Разминировано. Мин нет!» Без этой резолюции саперов о возвращении к мирной жизни можно было только мечтать.
Инженерные войска участвуют в подготовке оборонительных и наступательных операций. Они отвечают, например, за строительство укреплений, устройство заграждений, разминирование, подготовку путей движения войск, оборудование переправ. Можно сказать, что они одними из первых вступают в бой и последними выходят из него.
Именно в составе этих войск появились первые воздухоплавательные, авиационные, прожекторные, телеграфные, железнодорожные, автомобильные, броневые подразделения и даже подразделения противогазовой обороны. Позже они стали отдельными видами Вооруженных сил и родами войск. Сегодня военные инженеры одними из первых в армии осваивают роботов.
В мирное время войска участвуют в ликвидации различных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Так, недавно им была поставлена задача разобраться с последствиями обрушения скального массива в Бурейское водохранилище. Весной в половодье это может вызвать подтопление населенных пунктов и дорог. Для расчистки русла и проведения буровзрывных работ специалисты Инженерных войск провели успешный пробный подрыв.
В последние годы войска заняты сплошной очисткой местности от взрывоопасных предметов в Чечне и Ингушетии. Инженерный батальон разминирования в 2018 году проверил почти 2000 гектаров территории. Саперы обезвредили 5871 взрывоопасный предмет.
Еще более масштабная работа проведена российскими саперами в Сирии. Российские специалисты помогли подготовить более 1200 военных инженеров для сирийской армии. Обученные сирийцы очищают от мин и взрывных устройств освобожденные от боевиков территории. Российская армия поделилась с сирийцами и современными средствами поиска взрывоопасных предметов и защиты сапера. Уже очищено около 2 тыс. гектаров территории, обезврежено более 18 тыс. взрывоопасных предметов, включая 5,5 тыс. самодельных взрывных устройств.
И вот теперь география деятельности саперов расширилась. С октября 2018 года они участвуют в гуманитарном разминировании в Лаосе. Как рассказал генерал Ставицкий, уже пять месяцев они проводят очистку территории, которая в период с 1964 по 1973 год подверглась американским бомбардировкам. Так что российским саперам приходится учить азы лаосского языка или, как его еще называют, языка Лао-Лум.
Всего США совершили более 500 тыс. боевых вылетов над Лаосом. Наиболее активно США бомбили юг и север страны для изоляции Северного Вьетнама — по территории Лаоса проходила часть «тропы Хо Ши Мина», стратегического пути северо-вьетнамских войск. Бомбили Штаты нещадно. Тяжелые бомбовозы Б-52 сбросили на Лаос около 260 млн бомб. На одного жителя пришлось по полтонны смертоносного железа и тротила. Многие неразорвавшиеся боеприпасы до сих пор несут смерть мирным жителям Лаоса. От взрывов ежегодно гибнут или получают увечья более 200 лаосцев, много детей.
По словам Ставицкого, уже обнаружено большое количество неразорвавшихся американских кассетных боеприпасов BLU-3/B, BLU-24/B и BLU-61/B. Их назначение — массовое поражение живой силы.
Техническая оснащенность наших специалистов —передовая. На вооружении современные средства поиска и защиты «затаившейся смерти» — взрывных устройств. Есть и роботы-саперы. В 2018 году Инженерные войска получили примерно 600 единиц различной инженерной техники, включая инженерные разведывательные катера на воздушной подушке, машины разграждения, понтонные парки, станции очистки воды и передвижные буровые установки. В 2019 году войска получат более 650 машин, комплексов и установок, в том числе танковые минные тралы, дистанционно управляемые бронированные машины разминирования.
Об авторитете российской военно-инженерной школы говорит и то, что в военном институте обучаются военнослужащие из восьми стран, а в тюменском училище — из 33 стран. За последние три года количество стран, доверивших России подготовку военных инженеров, увеличилось в 1,5 раза, численность обучаемых — в 2,5 раза.