Анти-Трамп: что ни скажет или сделает, мы против
Они против, даже когда Трамп пытается провести через Конгресс меры, которые демократы поддерживали при прежнем их президенте и поддержали бы сейчас, будь в Белом доме их однопартиец. Типа гибридной войны между исполнительной и законодательной ветвями американской власти из-за того, что демократы наотрез против обеспечения безопасности южной границы США с помощью железной ограды, а отсюда уже тупиковый шатдаун.
Забегая вперед, но не так чтобы далече, лично я не уверен, безотносительно к моим политическим симпатиям, что избранная демократами тактика сработает в их пользу на предстоящих президентских выборах, которые не за горами. C таким негативным багажом далеко не уедешь, а тем более не въедешь в Белый дом. Даже если за твоей спиной Голливуд, Сорос с его миллиардами, все либеральные СМИ во главе с «Нью-Йорк таймс», которую здешние остряки переименовали в «Анти-Трамп». Нужен хоть какой позитив. А у демократов к тому же дефицит с кадрами. В бой идут одни старики: миллиардеру Майклу Блумбергу и бывшему вице-президенту Джо Байдену к выборам стукнет по 78 лет, социалисту с человеческим лицом Берни Сандерсу — 79, да еще не теряющая надежды супротив надежды (из Послания апостола Павла римлянам) молодящаяся старушка и реваншистка Хиллари Клинтон — 74. Да и сам Трамп с его юношеским темпераментом и импульсивностью не первой молодости, молоко на губах давно обсохло — в 2020-м високосном, в год выборов, справит 75-летний юбилей. Возвращение к патриархату с его советом старейшин? И хоть старый конь борозды не портит, но все же молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. Увы, молодых у нас здесь среди кандидатов в высший в мире офис наперечет — днем с огнем.
Трамп уже начал свою избирательную кампанию, да и другие пошевеливаются — не исключают, намекают, раздумывают, советуются. Надо ли напоминать, что президентская кампания в США — марафон: самая длительная, дорогая и изнурительная. Если уж сравнивать со спортом: рекордное по времени состязание, за которым обычно следит весь мир.
Палата №6
От любви до ненависти один шаг. Это я к тому, что относиться к Трампу можно по-разному. Даже мне, его биографу (в соавторстве с Леной Клепиковой): это ему в плюс, а это в минус. Широкий диапазон: от агиографии — жития святых, а он уж точно не святой! — до патографии, а в его характере патологических черт навалом — нарциссист, комплексант, психопат. Как это в нем сочетается? Сошлюсь на русского поэта Виктора Куллэ: «гибрид кактуса с мимозой». Комплексы с детства: Эдипов по отношению к тиранствующему отцу и комплекс неполноценности из-за превосходства старшего брата. В качестве компенсации — нарциссизм.
А другие наши президенты? Социопат Никсон с фобиями, из которых главная — мания преследования? Истерик Рейган, которому клали на стол в Овальном офисе карандаши в великом множестве, а он их нервно ломал один за другим. Картер с явными симптомами частых панических атак. Сдвинутые по фазе на бабах Кеннеди и Клинтон и прочие. Отсылаю к Чацкому, которого в фамусовском доме объявили безумцем: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож...»
А демократы скопом и в розницу? Они нормальные? Зациклились лично на Трампе, поверх идеологических и политических барьеров. Им больше не до чего. Идефикс, не иначе. Ну ладно бы они не могли простить Трампу его победы на выборах. Так нет же! Чего они не могут ему простить, так это своего поражения, в котором есть, конечно, доля его вины, но главная вина — в них самих. Вот этот трансфер, перенос с больной головы на здоровую — свидетельство их сильного уклона от психической нормы в глубокую депрессию, которая толкает их на несусветные поступки. Типа выставления на слушаниях по утверждению нового верховного судьи Брета Кавано преклонных лет дамы, которая лжесвидетельствовала, что тридцать шесть лет назад, когда они были еще детьми, мальчик к ней приставал. Куда ни шло, если цель оправдывает средства, но в данном случае этот наезд был обречен, и судья благополучно прошел в Верховный суд. Следует ли нам ожидать подобных анекдотических казусов в ближайшем будущем, когда все средства хороши? Почему нет?
Политическая атмосфера, не приведи господь. Ничего подобного я не припомню, хотя старожил — живу в этой стране уже больше, чем на родине, при семи президентах (для сравнения: в России за это время сменилось шесть), а президентских выборов — несчетно. Каково нынешнему президенту работать в этой шизофренически раздвоенной, расколотой Америке, если он сам чуток ку-ку? Вот я и говорю: палата №6.
TBS
Минуем заодно и «опасные связи» с Россией — реальные или вымышленные, без разницы. Они навязли в зубах, стали политическим китчем. Дело не только в том, что Америка, натурализованным гражданином которой являюсь, самодостаточна, тем более при Трампе, адепте изоляционизма, согласно его лозунгу «Америка прежде всего». Помимо прочего, в русском направлении Трамп связан по рукам и ногам — и текущим расследованием комиссии Мюллера, и рисковыми политическими импровизациями господина Путина. Но на России свет клином не сошелся, есть еще конфликтные регионы и страны: Ближний Восток, Иран, Северная Корея, Китай, да и в подбрюшье у США Латинская Америка, которая столько хлопот доставляет стране-гегемону — от нелегальных иммигрантов на мексиканской границе до проблемной все-таки Венесуэлы в противоречии с доктриной Монро — «Америка для американцев», которую за давностью лет (1823) никто, однако, не отменял.
Чтобы читатель не заподозрил меня в авторитарных взглядах, сошлюсь на великого Дизраэли: «Без сильной оппозиции не устоит ни одно правительство». Кто спорит, но чтобы до такой степени, как сейчас в Америке! Если бы это была конструктивная или хотя бы идеологическая оппозиция, но эта живет одной, но пламенной страстью: всеми правдами и неправдами избавиться от ненавистного президента. Желательно еще до выборов, в благоприятный исход для себя демократы не очень-то и верят: обжегшись на молоке, дуют на что попало. А потому бредят импичментом, процесс которого даже если удастся запустить в нижней палате Конгресса, где у них на два года большинство, то в верхней — в Сенате, где большинство у правящей партии, он, очевидно, не пройдет. Надежды юношей питают, хотя паханами у демократов сплошь почтенные геронтократы.
На что еще рассчитывают демократы? Это понятно и ежу — американскому. Что в предвыборное время, которое вот-вот наступит, президент превратится типа в хромую утку в расширительном смысле. Это если он обречен на поражение, что не факт: как и с импичментом, демократы выдают желаемое за действительное. Ненависть может дать предвыборные очки в опросах, но, как показали предыдущие выборы, Трамп победил наперекор всем полам и предсказаниям. Еще раз Дизраэли, приводимую ниже фразу которого ввел в американский обиход Марк Твен: «Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».
Чему наглядное доказательство — нынешний американский президент, который не перестает удивлять страну и мир своими политическими эскападами, да и всей экстраваганзой своего поведения. У него на редкость совпадают modus vivendi & modus operandi: говорит что думает и делает что говорит. Такая верность самому себе не всегда в политике вознаграждается, но пока, по мере возможностей, стесненный обстоятельствами и окруженный врагами и предателями, Трамп худо-бедно выполняет свои предвыборные обещания, вынужденно корректируя их под требования политической конъюнктуры.
В той же международке, где трудно было ожидать за два года больших достижений и прорывов, но они как раз налицо. Фундаментальный прорыв на северокорейском фронте, который благодаря Трампу перестал быть фронтом, и непосредственная угроза ядерного конфликта исчезла, хотя впереди и предстоят трудные переговоры. Как и в торговой войне с Китаем, где, весьма вероятно, все устаканится и Америка одерживает победу, что важно не только для двух супердержав, но и для экономики остатного мира. А как удачно был переписан в пользу Америки НАФТА, соглашение между Канадой, Мексикой и США, за что старший помощник президента и по совместительству его зять получил высший ацтекский орден из рук мексиканского президента. Да и давление на наших европейских союзничков по НАТО, чтобы они больше тратились на оборону, а не одна Америка, похоже, срабатывает.
Ближневосточный гордиев узел пока еще не развязан и не разрублен, но попутно образована антииранская ось умеренных арабских режимов, США и Израиля, что тоже можно вменить в заслугу Джареду Кушнеру. Не знаю, как Иванке Трамп на мужа, но Дональду Трампу, очевидно, повезло на зятя: визирь при президенте, серый кардинал, палочка-выручалочка, мастер на все руки, включая внутренние дела — вплоть до тюремной реформы, которую втихаря провел этот «тихий еврей», ненавидящий свет рампы. Весьма ценный кадр. Не говоря уже том, что он абсолютно преданный президенту человек и одновременно единственный, кто может повлиять на Трампа, когда того заносит. Скажем, остановил президента, который хотел ввести чрезвычайку для строительства «мексиканской» стены. Не Великая Китайская и не историческая Берлинская, но позарез необходимая для безопасности США.
Это именно Джаред Кушнер прилюдно назвал своего тестя аббревиатурой TBS — The Black Swan, озадачив некоторых слушателей. Как и хромая утка, черный лебедь — научный термин, перекочевавший из орнитологии в политический лексикон и ставший в ученом мире расхожей метафорой для чего-то непредсказуемого, внезапного, что, однако, может иметь довольно грозные последствия типа Первой мировой войны, Перл-Харбор, распада СССР и 9/11. По-английски еще говорят predictable unpredictability, что я бы генерализировал и перевел более решительно: если что и предсказуемо в нашем мире, так это непредсказуемость. И еще — это я уже от себя: в будущем не обязательно случается то, что прежде. Аналогии с прошлым тем и опасны, что игнорируют непредвиденное и беспрецедентное. Это опосля детерминисты подведут базу и опрокинут назад причинно-следственную связь, да еще будут попрекать политиков и политологов, что они не предвидели и не предусмотрели в своих расчетах распад советской империи или нападение террористов на Америку 11 сентября 2001 года.
Так вот, черным лебедем называют не только непредсказуемое событие, но и человека, от которого можно ожидать чего угодно. Он внезапен, порывист, импульсивен и не всегда заранее сам знает, как поступит и что от самого себя ожидать.
Кто уж точно черный лебедь в мировой политике, так это американский президент. И черному этому лебедю пока что никак не грозит стать хромой уткой с учетом его политического темперамента, бойцовских качеств, пассионарности и непредсказуемости. Не то чтобы тефлоновый, но удар держит, за ним не заржавеет. Он потому и выигрывает, что быстро ориентируется в меняющемся мире и способен переигрывать. К тому же как у действующего президента у него есть административный ресурс. Не только усидит еще два года, но есть шанс, что выиграет второй срок. Предсказывать, конечно, рановато, но ставлю на него. Два пари уже заключил.