МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Власть решила доработать законопроект о неуважении к себе

Два министерства и Роскомнадзор его раскритиковали

В Госдуме обсудили законопроекты о внесудебной блокировке в Интернете информации, выражающей «явное неуважение» к органам власти, а также «заведомо недостоверной информации». Отзывов правительства на эти скандальные инициативы сенаторов и депутатов пока нет. Но Минцифры, Минюст и Роскомнадзор предлагают в нынешнем виде их не поддерживать.

Фото: Алексей Меринов

Открывая расширенное заседание думского Комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи, его глава Леонид Левин («СР») признал: внесенные 12 декабря в Госдуму законопроекты «вызвали серьезный резонанс в обществе».

Они предлагают, во-первых, во внесудебном порядке блокировать в Интернете по инициативе Генпрокурора или его заместителя информацию, если она «выражает в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции и органам, осуществляющим власть в РФ».

Факт блокировки может стать основанием для привлечения разместившего подобное к административной ответственности за мелкое хулиганство.

А во-вторых — предлагалось так же во внесудебном порядке блокировать недостоверную информацию, которая выдается за достоверную. Закон «О СМИ», по замыслу авторов, должен быть дополнен запретом на распространение такой информации, а за неповиновение обещан административный штраф.

«Надо сначала убедиться, что действующее законодательство не справляется с ситуацией в этих сферах, и если не справляется - почему: по причине недостаточного регулирования или из-за нежелания правоохранителей»,- сказал г-н Левин.

От авторов первым выступил сенатор Андрей Клишас.

«Многие воспринимают соцсети и блогеров как источник информации, и эту сферу необходимо регулировать, исходя из интересов общества», заметил он, и привел множество примеров норм, в основном уголовных, из законодательства Франции, Германии и Австрии, которые карают за фейкньюс, информационное манипулирование и неуважение к высшим органам власти лишением свободы или огромными штрафами.

«Наши предложения намного более лояльны. Я был сторонником более жесткого подхода, мы обсуждали и уголовную ответственность, но остановились на административной»,- признался Клишас. Он почему-то не сказал, что и в российском УК давно есть несколько статей, карающих за оскорбление представителя власти, например (оскорбление простых смертных в России является лишь административным правонарушением), и за надругательство над гербом или флагом РФ.

Да, признал сенатор, всегда есть риски, что правоприменители и правоохранительные органы могут злоупотребить этими нормами, но есть же суд… «Если мы хотим принимать законы, надо постараться всё же не доводить дело до создания негативной судебной практики»,- заметил г-н Левин.

Ещё один автор, Дмитрий Вяткин («ЕР»), заявил, что «речи о запрете критики не идет», и «с точки зрения правоприменителей проблем возникнуть не должно».

Ожидалось, что 14 января правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрит отзывы, подготовленные Минцифры, Минюстом и Роскомнадзором, на эти две затеи. Но этого не произошло. А о проектах отзывов рассказала представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Екатерина Ларина. Выводы таковы: к текстам инициатив «высказано большое количество замечаний, которые не позволяют поддержать их в первоначальном виде».

Копировать западный опыт по борьбе с фейкньюс едва ли стоит «даже в облегченном варианте», сказала она, потому что многие из названных Клишасом законов «направлены на противодействие российским СМИ и создание монополии на информацию». Как доказывать «заведомую недостоверность»? И как это будет делать Генпрокуратура в короткий срок без экспертных оценок?

«Риски расширительного толкования очень велики»,- заявила Ларина. Она сказала, что СМИ - это одно, а соцсети - другое, и нельзя их регулировать по одним и тем же лекалам: «Если будем пытаться жестко все отсекать, процесс формирования инстинктов самосохранения человека в информационном обществе будет заторможен, и источник информации ОБС (одна бабушка сказала) наберет ещё большую силу. И что тогда, мы будем вводить ответственность за распространение слухов?».

Что касается выраженного в неприличной форме явного неуважения к обществу, органам власти и госсимволам - профильное ведомство считает, что судебный порядок принятия решения о блокировке в данном случае был бы «более подходящим».

Позднее в разговоре с «МК» г-жа Ларина заметила, что невозможность поддержать законопроекты в нынешнем виде не означают невозможности их поддержать в доработанном виде, если так решит правительство. Кстати, президент Путин в ходе последней пресс-конференции поддержал концепцию законопроекта о приравнивании к мелкому хулиганству неуважения к власти в Интернете…

Представитель Генпрокуратуры Екатерина Артамонова рассказала, что в 2018 году по поручению президента ведомство проверяло ситуацию с распространением в Интернете информации, оскорбительной для руководства страны: речь шла об информации, в которой не удалось усмотреть экстремизм, и потому заблокировать её можно было только по решению суда.

Подготовить судебный иск дело не быстрое, продолжила г-жа Артамонова, и «это не позволяет оперативно пресекать подобные действия». По итогам проверки президенту были отправлены рекомендации по введению досудебной блокировки в случаях прямого оскорбления представителей власти - поэтому концепцию предложенного законопроекта на эту тему ГП поддерживает. Но, продолжила прокурор, формулировки в обсуждаемых инициативах написаны так, что «могут повлечь необоснованные ограничения прав граждан», потому что «носят оценочный характер».

Почти сразу после критических выступлений представителей ведомств г-да Клишас и Вяткин покинули собрание - их ждали на других мероприятиях. А в Интернете уже гуляла сделанная присутствовавшим тут же членом СПЧ, журналистом Екатериной Винокуровой фотография часов Андрея Клишаса. Сенатор, уходя, громко заявил, что готов «представить фотографии всех своих часов» (о его большой коллекции очень дорогих приборов для изменения времени говорится в расследовании Алексея Навального). «И ещё хочу добавить, что мобильный телефон у меня - Vertu», зачем-то добавил Клишас…

Добрых слов об обсуждаемых инициативах не сказал никто. Екатерина Винокурова, в частности, назвала законопроект о неуважении к власти «наглядным примером избыточного законотворчества», а проблему фейкньюс во время чрезвычайных ситуаций предложила решать по аналогии с тем, как решается проблема заведомо ложных сообщений о терактах.

Теперь Госдума намерена дождаться официальных отзывов правительства, сказал «МК» г-н Левин.

Читайте материал: «Реализация закона «о неуважении к власти» потребует строительства новых тюрем»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах