МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

За вмешательство в американские выборы заплатили рублями

Доклад раскрыл способы ведения российской интернет-войны против США

В Соединенных Штатах разворачивается очередной эпизод в долгоиграющем сериале о предполагаемом вмешательстве России в президентские выборы-2016. В докладе, подготовленном для сенатского комитета по разведке США, были проанализированы сотни аккаунтов в социальных сетях, которые, как считают исследователи, принадлежали российской «фабрике троллей». Они призывали чернокожих американцев не голосовать, а консервативно настроенных граждан, наоборот, отдать голоса за Трампа. Причем за политическую рекламу владельцы подозрительных аккаунтов платили рублями, а номера телефонов указывали российские.

Доклад был подготовлен Оксфордским университетом и организацией Graphika, а его черновик — опубликован на сайте газеты The Washington Post. В нем были проанализированы несколько сотен аккаунтов в социальных сетях Twitter, Facebook, Instagram и ряда других. Ссылки на подозрительные странички операторы соцсетей предоставили сами: после скандалов с утечками данных пользователей, они активно сотрудничают со следствием, хоть и нередко пытаются скрыть масштабы махинаций.

Аналитики утверждают, что аккаунты, принадлежащие Агентству интернет-исследований, которое базируется в России, активно занимались политической пропагандой не только во время президентской кампании, но и после нее. Началась подобная активность в 2009 году и активизировалась в 2014. Поначалу «российские тролли» использовали только Twitter, но потом освоили Youtube и Facebook. Последний был особенно эффективен в группах консервативно настроенного электората и афроамериканцев. Первых завлекали такими больными темами, как право на оружие и мигранты, вторых отговаривали от участия в выборах.

Авторы доклада полагают, что из России контролировались публичные под названием «Сердце Техаса», «Быть патриотом», «Черный активист» и «Армия Иисуса». В общей сложности посты в наиболее популярных пабликах лайкнули 39 млн. раз и поделились ими 31 млн. Страницы в Facebook охватывали 126—миллионную аудиторию, а Instagram добавил к ним еще 20 млн.

К примеру, страница «Черные решают», присутствовавшая во всех популярных социальных сетях, собирала пожертвования, организовывала митинги и направляла пользователей на сайты, связанные с Россией. Когда Facebook закрыл ее в 2016 году, тут же появился клон под названием «BM» и продолжил свое «черное» дело. Один из постов на этой странице гласил: «Копы убивают чернокожих детей. Уверены, что ваш ребенок не будет следующим?»

В 2017 году эти аккаунты были закрыты по настоянию администраций соцсетей. Авторы документа для Сената утверждают, что интернет-гиганты слишком поздно среагировали на угрозу. А ведь иностранное вмешательство было легко вычислить: за покупку политической рекламы Агентство интернет-исследований платило рублями, номера телефонов указывало российские, а адреса вели в Санкт-Петербург.

Доклад собираются официально обнародовать на этой неделе, указывает The Washington Post. Ждать ли России новых санкций в связи с ним? Пока что это представляется маловероятным. В сентябре Трамп уже подписал указ о санкциях за вмешательство в выборы. Они подразумевали «черные списки» лиц и компаний, уличенных в попытках повлиять на результаты голосования. Новый доклад Оксфордского университета касается скорее способов, которыми пользовались «фабрики троллей». О том же, что США подозревают Агентство интернет-исследований, было известно давно.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах