«Мы не имеем никакого отношения к Алексею Навальному, Фонду борьбы с коррупцией и вообще никогда не видели самого Алексея, — говорят создатели сайта по продаже бюстов. — Мы группа студентов, симпатизирующих его деятельности». При этом под каждым товаром расположена кнопка «поддержать ФБК», которая ведет на официальный сайт с пожертвованиями в фонд.
С одной стороны, идея бюстов, возможно, действительно принадлежит не Навальному. С другой — не знать об их существовании он не может. А если знает, то почему никак не реагирует? Например, можно было бы сказать: нет, дети, «бюстов» в нашей стране и так переизбыток, ваша «родовая травма» и запрос на то, чтобы кого-то культивировать, вполне понятны, но давайте учиться жить иначе и мыслить в другой парадигме, я же, как оппозиционный политик, хочу показать вам альтернативу… и так далее.
Но Навальный этого не говорит, и что-то мне подсказывает — никогда не скажет. Скорее отрекламирует их в своем блоге и добавит в ассортимент официального магазина.
Ведь и в своем официальном магазине Навальный не далеко ушел от фанатского сайта с бюстами. Он от своего имени продает толстовки, футболки и брелоки с надписью «Навальный», а также кофты и авоськи со своим портретом авторства брата Олега.
Поэтому золотые бюсты пусть и утрированное, но вполне закономерное отражение собственного навальновского самопозиционирования. В конце концов еще в 2012 году политолог Станислав Белковский придумал Навальному обидное, если оставить от него одну аббревиатуру, прозвище — Единый Безальтернативный Лидер Оппозиции. И сделал это не потому, что «продался Кремлю», а исключительно в ответ на поведение самого Навального по отношению к его соратникам по оппозиции.
Но вот парадокс, сколько бы золотых бюстов Навального ни отливали его преданные сторонники, сколько бы толстовок со своим портретом он ни производил, на Туркменбаши Навальный от этого более похожим не становится. А напоминает другого культового ютьюб-персонажа — желейного медведя Валеру.
Большинство современных родителей, чьи дети хоть немного знакомы с Ютьюбом, сталкивались с этой напастью. Это такое студнеобразное существо, чьим напарником по эфиру является взрослый, на первый взгляд вменяемый мужик Павел. В основном Павел обращается с Валерой довольно обходительно, они вместе учат детей делать сладости или распаковывают посылки из магазинов игрушек. Но иногда, правда, Валерку рубят блендером, плавят в микроволновке или замораживают. После чего смесь из желатина с красителем снова заливают в форму — и медведь возрождается, дребезжа желейным тельцем. У Валеры уже шесть миллионов подписчиков, а также свой магазин «мерча» — с его физиономией выпускают майки, кружки, брелоки и так далее.
У нас есть та власть/оппозиция, которую мы заслужили — любят повторять аналитики. Но откуда взяться внятному запросу, если единственная альтернатива действующей власти воспроизводит те же авторитарные модели, критикуя, не замечает их в себе. А в качестве альтернативы предлагают действия по своей продуктивности, не превосходящие опускание желейного медведя в блендер.