- Сергей Михайлович, в ответ на ультиматум, выдвинутый Вашингтоном, Москва уверяет, что ничего не нарушала, что дальность ракеты, о которой в первую очередь идет речь, не превышает установленную планку. Искреннее утверждение?
- Думаю, да. Американцы говорят, что мы испытали эту ракету, 9М729, со стационарной пусковой установки на дальность более 500 километров. Однако это не является нарушением договора. С мобильной установки она никогда не запускалась на дальность, превышающую 500 километров.
Американцы, правда, утверждают иное. Для выяснения этого вопроса надо начинать серьезные переговоры.
Мы могли бы показать американцам нашу ракету, позволить им провести инспекцию, чтобы они убедились, что их обвинение не обосновано. Но при условии, что они соглашаются на нашу инспекцию их пусковой установки МК41 на территории Румынии. Она приспособлена для запуска ракет-перехватчиков, но изначально создавалась для запуска наступательных ракет - крылатых ракет "Томагавк".
С этой точки зрения развертывание такой системы на территории Румынии является грубейшим нарушением договора РСМД, запрещающего не только ракеты средней дальности, но и пусковые установки.
Вообще технические развязки найти не сложно. Но для этого требуется политическая воля, а с американской стороны явно проявляется воля к одностороннему выходу из договора. Однако и нам, конечно, надо активнее проявлять свою позицию, предлагать решения проблемы. Ждать, что американцам станет стыдно и они скажут "мы больше не будем", наивно.
- Пока обе стороны не склонны идти на компромисс - и в Вашингтоне, и в Москве звучат сегодня жесткие заявления. Насколько велика вероятность того, что все это выльется в новую гонку вооружений?
- Ну, во-первых, новая гонка вооружения уже вовсю идет. Не первый год. Но разрыв договора РСМД, конечно, обострит ситуацию.
У администрации Трампа не только к договору РСМД такое отношение. Вашингтон стремится обеспечить себе максимальную свободу руку путем выхода из самых разных юридически обязывающих соглашений. Начиная от Киотского протокола и Иранской ядерной сделки и заканчивая договором РСМД. Отсюда и явное нежелание продлевать договор СНВ-3, срок действия которого истечет в 2021 году.
Можно было бы считать, что поезд ушел, но есть ряд позитивных обстоятельств. Во-первых, европейские союзники США, в первую очередь западноевропейские, не испытывают особого энтузиазма по поводу разрыва договора РСМД. Первоначально администрация Трампа планировала объявить о выходе из него уже сейчас. Но под давлением западноевропейцев Штаты пошли на то, чтобы добавить еще два месяца.
Во-вторых, у Трампа в связи с этим могут возникнуть серьезные трудности в Конгрессе. Будущий, с 3 января, глава комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей выступает против одностороннего выхода США из договора РСМД и развертывания новых ядерных вооружений.
Конечно, навязать эту линию администрации Трампа демократы в Палате представителей вряд ли смогут. Но от них зависит кошелек. И если они откажутся выделять деньги на создание нового оружия, то у администрации Трампа возникнут определенные проблемы. Развертывание новых ракет окажется под вопросом.
Наконец, на днях Трамп неожиданно заявил, что когда-нибудь надо начинать переговоры с Россией и Китаем, чтобы остановить гонку вооружений. Мол, нынешние военные расходы США, 700 с лишним миллиардов долларов - "сумасшедшие". Что имел в виду Трамп, сказать пока трудно. Его шатает то в одну сторону, то в другую. Но возможности для дипломатии, для поиска решения пока явно имеются.
- Если, тем не менее, события будут развиваться по конфронтационному сценарию, если развернется полномасштабная гонка вооружений - у кого имеется больше шансов ее выиграть? Не рискуем ли мы, ввязавшись в это соревнование, повторить печальный опыт СССР, надорвавшего свои силы в стремлении поддержать паритет с Западом?
- Конечно, гонка вооружения нам не выгодна. Можно обсуждать, выгодна она Соединенным Штатам или нет, там тоже есть разные мнения. Но ясно, что наши экономические возможности многократно уступают американским.
Однако что касается проблемы ракет средней и меньшей дальности, тут у нас имеется возможность отреагировать. На угрозу размещения американских ракет с небольшим подлетным временем в Прибалтике и Польше мы можем ответить, скажем, увеличением дальности действия ракеты "Искандер". Наша межконтинентальная трехступенчатая баллистическая ракета "Ярс" может быть использована для создания двухступенчатой баллистической ракеты средней дальности. Это не потребует больших затрат.
Но в результате резко обострится угроза ядерной войны. И у нас, и у американцев в случае кризиса будет стимул нанесения упреждающего удара.
Читайте материал «Генштаб США предупредил о последствиях выхода из РСМД»