Так что же отметил Кудрин? Например, «просто нерациональные траты», неправильно проводятся процедуры закупок, завышены цены. «Очень много омертвлено средств на недостроенные объекты или на объекты, которые просто простаивают, не использованы средства на счетах месяцами». И, конечно, «несколько миллиардов утрачено - то есть, по сути, своровано». Глава Счетной палаты даже добавил после этого дежурную фразу, что «сейчас идут расследования». Ранее ведомство Кудрина приводило цифры - в 2017 году выявлен 151 факт нарушений в работе "Роскосмоса" на общую сумму 785,5 млрд рублей.
«Большие проблемы у нас с «Роскосмосом», - сказал Кудрин. Мне почему-то видится, как он обреченно вздохнул при этом.
Потому что в 2016 году лидер по объему выявленных нарушений был тот же самый. «Номер один у нас Роскосмос по 2016 году», - говорила Татьяна Голикова возглавлявшая тогда Счетную палату. Ее это уже не удивляло.
Удивляло раньше. В 2015 году Голикова заявила, что объем нарушений, выявленных в «Роскосмосе» по итогам 2014 года, настолько ее поразил, что ей просто не верилось это. «Я даже сначала не поверила своим инспекторам, потому что объем выявленных финансовых нарушений составил 92 млрд руб.», — сказала она журналистам.
У «Роскосмоса» есть объяснение, откуда берутся заоблачные цифры. Например, проверка СП показала, что с 2004 года по 2014 год результаты интеллектуальной деятельности не полностью учитывались в балансе Федерального космического агентства. Это и есть те самые миллиарды (речь идёт о стоимости космических аппаратов, ракет-носителей, модулей МКС и т.п.). Финансовые хищения на стройке космодрома «Восточный» начались не в 2014 году, а прямо с момента его закладки (конечно, что тянуть-то) в 2009 году. Виновные уже сидят, но следствие продолжается, отсюда и «перетекающие» исчезнувшие миллиарды. Почему «перетекающие»? Счетная палата считает вообще всё суммарно, за всё время существования всех организаций, в данном случае, участвующих в работе космической отрасли. А «Роскосмос», кстати, с 2015 года проводил работу по урегулированию ситуации с неполным учетом на балансе результатов интеллектуальной деятельности.
Ну, хорошо. СП считает нарастающим итогом. В 2014 году было выявлено нарушений на 92 млрд. То есть это за все время до 2014 года. А к 2017 году получилось 785,5 млрд. За три года навыявляли нарушений на еще без малого 700 миллиардов? Возможно. Правда «Роскосмос» проводил работу по урегулированию ситуации со старыми нарушениями и сумма должна была уменьшаться. Или нет?
Сути дела это не меняет. Счетная палата вообще у всех организаций одну и ту же методику использует. Никакого особо подхода к «Роскосмосу» у нее нет. И по данным СП - «Роскосмос» лидер по финансовым нарушениям в стране уже не первый год.
На вопрос, где посадки, во вторник решила ответить Генпрокуратура. По словам ее официального представителя Александра Куренного, «прокурорские проверки выявили системные нарушения законодательства в деятельности «Роскомоса» в период работы предыдущего руководства госкорпорации - в 2017 году и первой половине текущего года. 44 материала прокуроры направили в следственные органы для возбуждения возможных уголовных дел, 16 уголовных дел уже на данный момент возбуждено». В госкорпорации говорят, что это тоже подсчитано «нарастающим итогом».
Не исключено, что к этим итогам приплюсуется и история с «критическим дефектом» стартового стола на «Восточном», о котором стало известно 27 ноября. Там не по проекту был сделан деформационный шов фундаментной плиты, обнаружены протечки через швы бетонирования и отверстия крепления опалубки. Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (входит в «Роскосмос») подтвердил информацию о дефектах, но заявил, что они уже устранены.
Куренной подчеркнул, что «деятельность нынешней администрации «Роскосмоса» также с контроля не снимается и ведется системно».
«Нынешняя администрация», а именно Дмитрий Рогозин, недавно попросил Счетную палату провести проверку предприятий отрасли и утвердил план по противодействию коррупции на 2018-2020 годы.
Интересно, что он хочет нового узнать? Дмитрий Олегович с 2011 года был вице-премьером и курировал, в том числе, космическую промышленность (и строительство «Восточного» тоже). Наверное, от него скрывали масштабы проблемы. Иначе как объяснить шуточки про батут, с помощью которого Рогозин советовал американцам отправляться в космос?
Но как назначили на «Роскосмос», так глаза и открылись. И Дмитрий Олегович заявил, что на предприятиях космической отрасли России, оказывается, только 13% современного оборудования. В переводе на русский - «Роскосмосу» срочно надо денег, а то ракеты делать нечем, одни кувалды остались.
Но вот что-то (если честно, - статистика Счетной палаты), подсказывает — сколько ни дай, все как в черную дыру рассасывается по карманам эффективных менеджеров.
«Космос в России — как религия», - сказал прошедшим летом глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.
Не поспоришь. Но нельзя ли служителей культа поменять?