Как водится, попытка угодить всем привела к тому, что Тереза Мэй не угодила никому: ни британским консерваторам, ни левым, ни Евросоюзу. Но у стран ЕС есть претензии только к деталям соглашения и, по словам председателя Евросовета Дональда Туска, политическая декларация по будущим отношениям была согласована еще в четверг.
А вот британцы призывают вообще отказаться от текущего варианта документа. Или как минимум вывести его на народное голосование, то есть фактически провести еще один референдум по Брекситу. На нем предлагают поставить вопрос: должно ли Соединенное Королевство выйти из ЕС на условиях этого соглашения или остаться?
Призывы устроить второй плебисцит звучали и раньше, но со стороны оппозиции. А после обнародования черновика соглашения к числу сторонников этой идеи присоединились даже члены консервативной партии. Среди них, к примеру, Анна Субри, которая поделилась, что перспектива Брексита вызывает у нее «растущее чувство беспокойства». Недавно назначенный министр по труду и пенсиям Эмбер Радд допустила проведение референдума, если сделка Мэй не получит одобрения в парламенте.
«Я не вижу другого выхода, кроме как снова обратиться к народу и узнать их мнение, — поддерживает ее лейборист Чука Уммуна. — Мнение на данный момент, а не двухлетней давности».
Второго референдума хотят и общественные активисты. Житель Норфолка Ричард Ковард поделился с изданием The Globe and Mail: «Огромное число людей, которые проголосовали за выход в 2016 году, сегодня очень, очень неуверенны в своем выборе. Тогда они не осознавали, каким сложным окажется выход из ЕС».
Согласно исследованию экономиста Элизабет Мартинс, вероятность проведения повторного плебисцита на данный момент составляет 40% и растет с каждым днем. Но возможен ли он с правовой точки зрения? «МК» задал этот вопрос эксперту по европейскому праву.
«В Великобритании нет привычной всем писанной конституции, и проведение референдумов регулируется специальным законом, который принимается всегда по конкретному вопросу. — отметил в комментарии «МК» доцент кафедры Европейского права МГИМО Николай ТОПОРНИН. — Например, референдум 2016 года готовился практически год: согласовывали обстоятельства, условия, выделяли деньги. Всегда это довольно длительный процесс. Если сторонникам повторного плебисцита удастся протащить свою инициативу через парламент, то времени, безусловно, не хватит, чтобы организовать его до конца марта, когда состоится официальный выход Соединенного Королевств из ЕС. А Брюссель со своей стороны ждать не станет. Так что шанс на второй референдум есть, но очень небольшой».
А между тем, роковая дата 29 марта 2019 года приближается. Нынешний вариант сделки с ЕС в британском парламенте столкнулся с жесткой критикой, поэтому велика вероятность, что она не получит его одобрения. В этом случае Великобритания покинет ЕС, так и не договорившись об особых с ним отношениях. СМИ и некоторые экономисты называют такой вариант развития событий чуть ли не катастрофическим для британской экономики, но Николай Топорнин уверен, что опасения преувеличены.
«Ничего криминального не случится, — продолжает эксперт. — 30 марта Великобритания как была одной из ведущих экономик мира, так и останется. Но определенные потрясения местный бизнес испытает. Если Евросоюз введет пошлины в отношении Британии, компании королевства потеряют свое конкурентное преимущество, начнут недополучать прибыль. В конце концов, это скажется на бюджете страны, а затем — ударит по простым британцам».