Пока самыми скандальными проявлениями «украинского пиратства» стали задержания рыболовецкого судна «Норд» и танкера «Механик Погодин». Но Киев и раньше покушался на корабли, которые каким-нибудь образом засветились в Крыму. Например в 2016 году украинские власти захватили танзанийское судно Sky Moon. Капитаном корабля был гражданин Ливии, а остальные 9 членов экипажа — сирийцы. Украинский суд признал их виновными в том, что они вывезли из Крыма 3 тысячи тонн технической соды, в связи с чем передал корабль вооруженным силам Украины, а экипажу запретил въезд в Незалежную.
В 2017 году украинские пограничники настигли теплоход San Porfyrios, плавающий под флагом Белиза. Это произошло, когда корабль направлялся из Румынии в Грецию. Поводом для задержания стало то, что в 2014 и 2015 годах теплоход посещал порты Крыма.
В том же году Киев задержал судно Bospor, которое числится за Молдавией. Капитан корабля перевозил моряков в Крым. По информации украинских пограничников, с 2015 по 2017 год он отправил на полуостров около 100 человек из Одесской и Херсонской областей. Сумму арестованного имущества оценили в 1,7 миллиона долларов.
Скандальное заявление о 15 кораблях, задержанных за посещение Крыма, полностью укладывается в эскалацию конфликта вокруг Азовского моря. Не случайно член Совета Федерации Франц Клинцевич заявил, что Россию толкают «на резкие ответные меры», что может привести к полному закрытию акватории для украинской стороны. Еще раньше о разрыве договора о совместном использовании моря заявляли в Киеве.
При этом конфликт в регионе начался как раз из-за задержания российского сейнера «Норд». В ответ на это российские пограничники, пользуясь своими законными правами, начали досматривать все встречающиеся им украинские суда, что привело к значительным издержкам со стороны владельцев кораблей. Тем не менее Киев уверен в своей правоте:
«МК» выяснил у экспертов, насколько опасно кораблям посещать Украину после Крыма.
Анатолий Кузнецов, редактор журнала «Морской флот»:
— Самый простой вариант, чтобы Украина не задерживала суда, — это не заходить после Крыма на Украину. Это ведь так очевидно, зачем давать им повод для провокации? Однако некоторые российские компании продолжают возить украинцам металл и зерно. Я понимаю, что это бизнес, но эти деньги оборачиваются задержаниями. Это недальновидность капитанов и судовладельцев. Причем это касается любых кораблей под любым флагом, единственные, кого Киев не будет арестовывать, — это Германия и США. Всем остальным я бы посоветовал быть аккуратней.
Россия в этом вопросе также должна занять более жесткую позицию. Есть 15 задержанных судов. Мы должны арестовать аналогичное количество украинских плавательных средств. И за этим никакого международного конфликта не последует. Неужели вы думаете, что Германия или США отправят свой флот воевать за Украину в Азовском море? Также Россия по-прежнему поставляет Киеву дизельное топливо, причем по мировой цене, этот канал энергоресурсов необходимо прервать. Среди возможных мер и перекрытие Керченского пролива, тогда вообще порты Мариуполя и Бердянска будут стоять пустые. Нужны адекватные меры, без них провокации со стороны Украины будут только нарастать.
Сергей Трофименко, моряк дальнего плавания:
— На Украине практически невозможно что-то делать по-честному. За все платится денежка и тогда на многое закрываются глаза, но иногда попадается принципиальный капитан или компания не выделяет достаточно денег для прохождения проверки — и тогда есть повод для его задержания Украиной. В особых случаях может быть и заказ на определенное судно — не пропускать, докапываться до всего. Не думаю, что сейчас российские суда туда вообще ходят. Если корабль задержат даже под другим флагом и на борту окажутся россияне, то у экипажа могут быть проблемы. Поэтому, насколько мне известно, формально зайти в порт, конечно, можно. Но это огромный риск, на который я не уверен, что кто-то пойдет. Кроме того, крюинговые агентства при подборе команды учитывают все моменты и стараются не отправлять россиян в украинские порты.