Детали операции, послужившей поводом к началу боевых действий, остаются до конца невыясненными. Представители Израиля утверждают, что в воскресенье отряд спецназовцев проник на территорию сектора Газа с целью разведки, но что-то (до конца не понятно что) пошло не так. В результате стычки погибли семеро палестинских боевиков и израильский подполковник. ХАМАС расценило эту операцию как попытку по-тихому устранить своих командиров.
Ответом на это стал масштабный ракетный обстрел израильской территории из сектора Газа. Речь идет о более 400 ракетах, которые ударили в том числе по мирным жителям. Системы ПРО перехватили около 100 из них. Один из снарядов попал в автобус, серьезно ранив несколько человек. Сороколетний мужчина был погребен заживо по завалами своего дома в израильском поселении Ашкелон. Со стороны Палестины погибли, как минимум, четверо.
Целями израильских авиаударов стали военные объекты и склады с оружием ХАМАС, а также телестанция палестинского движения в Газе. Сотрудники телеканала успели эвакуироваться. Большинство палестинских снарядов упали в пустыне, но лидеры исламистов пригрозили, что «пока палестинцы не будут в безопасности, израильильтянам ее тоже не видать» и «миллионы» из них могут вскоре подвергнуться ракетным ударам.
И это не просто слова. По оценкам израильских военных, боевики сектора Газа располагают более 20 тыс. ракет и минометов. Но и Тель-Авив не собирается отступать: правительственный координатор действий Израиля в Палестине Камиль Абу Рукун заявил, что ХАМАС «пересек красную черту».
Так описали в разговоре с The New York Times обстрелы жители кибуца Алюмим в паре километров от границы с сектором Газа. Около четырех утра они услышали взрывы и звук сирен, но по счастью уже находились в «безопасной комнате» — спальне детей. «Бывало такое и раньше, — поделилась Сара Маш, — но мы хотя бы могли на время выйти из безопасной комнаты и выдохнуть. В этот раз мы не могли, потому что взрывы гремели без остановки, каждую секунду. И мы гадали: это с нашей стороны или с их?»
Эта эскалация выглядит особенно драматичной на фоне того, что буквально до последних дней отношения Израиля и Палестины медленно, но верно налаживались. Как сообщает The New York Times, главным образом это проявлялось в том, что Тель-Авив одобрял поставки топлива и крупные денежные переводы в сектор Газа из Катара (или по крайней мере не препятствовал этому).
Однако профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий КОСАЧ полагает, что ни о какой полномасштабной войне речи не идет.
«Это не первый случай эскалации напряженности на границе между сектором Газа и Израилем, — напомнил эксперт в разговоре с «МК». — Поскольку это не первый случай, каждый раз подобная эскалация заканчивалась какой-либо израильской военной операцией против этого сектора. «Литой свинец» и многие другие в этой связи вспоминаются. Теперь в очередной раз произошел обстрел со стороны ХАМАС и естественно, что израильтяне на это ответили. Это в некотором смысле уже стало рутиной, потому что одна из сторон не желает отказываться от обстрелов израильской территории, а вторая сторона на эти обстрелы под предлогом защиты безопасности граждан Израиля отвечает. Так что в этом нет ничего необычного и такого рода события будут повторяться и в дальнейшем».