МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Вернется ли Россия в Грузию после выборов президента

Как изменится политика соседней страны

В Тбилиси осень начинается в ноябре — до того можно ходить с коротким рукавом и завтракать на террасах многочисленных ресторанчиков этого прекрасного города. В этом ноябре исполняется уже 15 лет грузинской «революции роз» — первой цветной революции на постсоветском пространстве, названной так потому, что столкновения с полицией тогда, по заветам Джина Шарпа, носили максимально мирный характер, а розами протестующие пытались украшать щиты местного спецназа.

Фото: en.wikipedia.org

В честь данного уже практически ушедшего в историю события центральная площадь до нынешнего года называлась площадью Революции роз. Теперь на ней стоит новый памятник — велосипед с разнонаправленными рулями и сиденьями. По замыслу своих создателей, он должен был символизировать географическое положение Грузии на стыке Европы и Азии и открытость в обоих направлениях. По сути же, этот тяни-толкай символизирует совсем другое — продолжающееся не первый год топтание на месте и экономическую деградацию этой прежде самой богатой советской республики.

На той же площади Революции роз располагается вкуснейший, огромный и недорогой ресторан для местных, где делают с десяток видов хинкали. А прямо над ним находится предвыборный штаб независимого кандидата в президенты Грузии Саломе Зурабишвили, которой прочили победу на прошедших 28 октября президентских выборах. Но, вопреки уже прозвучавшим поздравлениям отдельных первых лиц республики из команды самого влиятельного человека Грузии Бидзины Иванишвили, госпожа Зурабишвили не смогла преодолеть установленный законом 50-процентный барьер.

По предварительным данным, она получила около 38%, а ее ближайший конкурент — представитель партии Саакашвили «Единое национальное движение» Григол Вашадзе — всего на процент меньше. Это задало новую конкурентную планку выборам, за которыми очень пристально следят из Вашингтона, ведь большая половина социологических агентств Грузии — американские. Теперь грузины неспешно считают голоса, изучают нарушения и ожидают второго тура, который должен состояться не позднее 2 декабря.

Хотя на выборы дошло менее половины зарегистрированных избирателей, с трудом можно пожаловаться на предрешенность их исхода. Скорее, отсутствие 80-процентной явки — следствие общей усталости населения от одних и тех же несамостоятельных политиков. И Зурабишвили, и Вашадзе знакомы местному избирателю по работе на посту министра иностранных дел Грузии после 2004 года. Саломе Зурабишвили — урожденная француженка, дочка политэмигрантов, внучка члена меньшевистского правительства независимой Грузии (1918–1921) — прошла огромную дипломатическую школу работы на французское правительство с 1974 года. Знаменитая исследовательница России, пожизненный секретарь Французской академии Элен Каррер Д`Анкос (урожденная Зурабишвили) приходится Саломе двоюродной сестрой.

Венцом французской карьеры нынешнего кандидата в президенты Грузии стал пост генерального секретаря национальной обороны Франции по международным вопросам и стратегии. После этого пришедший к власти на волне протестов Михаил Саакашвили в 2004 году назначил ее министром иностранных дел Грузии, вручив ей грузинский паспорт. Но долго поработать с самым активным грузинским евроинтегратором не получилось — случился скандал, в результате которого Зурабишвили обвинила Саакашвили в нечистоплотности и давлении на своих политических оппонентов и ушла с поста главы МИД.

Вскоре после нее во главе грузинской дипломатии встал выпускник МГИМО, кадровый дипломат, начинавший свою карьеру еще в структурах МИД СССР, Григол Вашадзе. Если Саломе Зурабишвили и по сей день является гражданкой Франции, то Григол Вашадзе до 2010 года был гражданином России. То есть в момент проведения операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года заместитель (на тот момент) министра иностранных дел Грузии был гражданином России и отказываться от своего российского паспорта не собирался.

Он сам тогда признавался: «У меня же не гражданство российского правительства. Правительство уйдет, а Россия и русский народ останутся». Сегодня Вашадзе является гарантом возвращения в Грузию его ныне невъездного, лишенного грузинского гражданства кума Михаила Саакашвили, от партии которого он и выдвигается на этих выборах.

На самого Саакашвили в Грузии заведено несколько уголовных дел, и пока они не будут закрыты, вернуться Михо может только в тюрьму. А как раз накануне выборов Саакашвили обвинили еще в одном эпизоде — заказе на отравление известного бизнесмена, партнера Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили, на которого была записана львиная доля имущества российского олигарха.

Не только Саакашвили — даже его почти достроенные с фасада проекты заброшены и обнесены забором. Задуманный театр оперы и балета космическо-футуристической формы уже много лет стоит на берегу Куры в центре Тбилиси памятником несбывшихся надежд, в народе его называют «Мишины штаны» за странно вытянутую к реке форму. По пути к аэропорту проезжаешь огромный комплекс недавно построенных зданий, как предполагалось, университета, который возглавит мать Саакашвили. Комплекс обнесен глухим забором и закрыт.

На сегодняшний день конкуренция между Григолом Вашадзе и Саломе Зурабишвили — это борьба аватаров экс-премьер-министра Бидзины Иванишвили и экс-президента Михаила Саакашвили. Продолжение желания Саакашвили вернуть себе потерянную в 2013 году власть.

При этом реальным хозяином Грузии с 2013 года является крупный российский бизнесмен, обладатель на тот момент французского гражданства Бидзина Иванишвили. Всего лишь год пробыв на посту премьер-министра (до конца 2013-го), он решил вернуться за кулисы публичной политики, где и привык находиться. Основанная им партия «Грузинская мечта» сегодня обладает большинством в парламенте, нынешний премьер-министр Мамука Бахтадзе (1982 г.р.) — его молодой технократ.

На площади перед парламентом Грузии на проспекте Шота Руставели стоят две палатки, в них человек 10 — по виду местных бомжей под водительством пары тбилисских хипстеров — о чем-то горячо спорят. Рядом находятся несколько раскладушек, боксы с горячим питанием и стол с техникой. Это последние солдаты «революции роз» — с наклейками «Россия — оккупант» они хотят доказать, что сменивший Саакашвили у власти крупный российско-французский бизнесмен Бидзина Иванишвили агент Кремля. По крайней мере его фотография красуется рядом с фото Владимира Путина и (почему-то) Николая Патрушева на фоне склеенной из георгиевских лент свастики.

Вечером «бомжам» становится холодно и они предпочитают закрыться в палатках. Для четкости понимания: с момента «российской агрессии в Южной Осетии», как принято там именовать события августа 2008 года, и связанной с ней активной антироссийской пропагандистской кампании прошло всего 10 лет.

Уверен, совсем скоро идентичную картинку можно будет наблюдать на Майдане незалежности в Киеве.

P.S. Вы спросите, а где же тут Россия? Кто из кандидатов, прошедших во второй тур, будет способен нормализовать отношения с Москвой? Таким мог бы быть любой, если бы с ними работали. Если бы слышали неоднократно высказываемые предложения, в том числе экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе, об инвестициях в обмен на сохранение российских военных баз и замораживание приграничных конфликтов. Поскольку, конечно, произошедший размен Абхазии с Южной Осетией на Грузию, мягко говоря, не равноценен. А Тбилиси — и сегодня город русской культуры, куда, правда, все чаще едут туристы в хиджабах с Ближнего Востока, а целые улочки контролируют иранские рестораторы.

Россия в Грузии на сегодня — это литературное наследие ссылаемых царской властью с глаз долой Пушкина, Лермонтова и Грибоедова, не потерявшее своей актуальности, да Шаляпин, открывший себя как певец в Тбилиси, этом самом богемном из советских и самом русском из богемных городов мира. Ну, еще российские туристы и бесконечные театральные гастроли ведущих московских и питерских театров. И всё.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах