«Джефф Сешнс не ушел в отставку. Его уволили. Повторяйте за мной», – так отреагировал в Твиттере на отстранение генерального прокурора США от должности сенатор-демократ Крис Мерфи. Действительно, подписанное Джеффом Сешнсом заявление об уходе на имя президента начинается со слов «По вашему требованию подаю прошение об отставке». А по информации СМИ, Дональд Трамп не просил лично 71-летнего Сешнса об отставке, а передал соответствующее пожелание через главу своей администрации Джона Келли.
Когда-то Джефф Сешнс считался человеком из близкого к Трампу круга. Активно участвовал в его предвыборной кампании, после избрания Трампа выступал жестким сторонником его инициатив, например, по борьбе с нелегальной иммиграцией. Но в немилость к президенту генеральный прокурор (он же министр юстиции) впал после того, как самоустранился от надзора за расследованием «российского вмешательства» в американские политические процессы. Отчасти это произошло потому, что сам Сешнс участвовал в ходе предвыборной кампании во встречах с послом России в США Сергеем Кисляком. Сешнс возложил тяготы надзора за расследованием «российского следа» на своего заместителя Рода Розенстайна, который это расследование выделил в отдельное производство, назначив в качестве спецпрокурора экс-директора ФБР Роберта Мюлллера.
К слову, сам Сешнс стал первым членом действующим администрации президента Трампа, который был допрошен комиссией Мюллера.
Своего недовольства генпрокурором президент Трамп не скрывал (и даже открыто призывал его положить конец деятельности комиссии Мюллера и «немедленно остановить эту подстроенную охоту на ведьм, а не то она будет и дальше вредить нашей стране»). Но с увольнением Сешнса Трамп не спешил, поскольку такой ход ударил бы по позициям республиканцев в преддверии промежуточных выборов. Теперь выборы состоялись – и глава Белого дома не стал откладывать дело в долгий ящик, отправив Сешнса в отставку.
Пока кресло генпрокурора займет 49-летний Мэтью Уитакер, имеющий репутацию лояльного Трампу человека, – но только в качестве исполняющего обязанности, поскольку кандидатура нового главы Минюста должна быть согласована и утверждена сенатом США (в котором республиканцы по итогам выборов сохранили большинство). Курировать «российское» расследование тоже, судя по всему, предстоит ему. В прошлом году Уитакер заявлял, что можно и не увольнять спецпрокурора Мюллера, а просто урезать бюджет его расследования настолько, что оно затормозится само собой. Неудивительно, что лидеры Демократической партии в отставке прежнего генерального прокурора увидели попытку Трампа подорвать расследование Роберта Мюллера. (Впрочем, в свое время именно демократы громче других критиковали кандидатуру Сешнса на пост генпрокурора, припомнив сделанные им три десятилетия назад расистские комментарии) И можно предположить, что увольнение Сешнса еще аукнется президенту.
Ну, а до отставки генпрокурора Сешнса Трамп успел сцепиться с представителями СМИ на пресс-конференции по итогам выборов. Он не только назвал корреспондента CNN при Белом доме Джима Акосту «грубым, ужасным человеком», но и фактически обозвал CNN «врагами народа», обвинив компанию в производстве фейковых новостей. Свара между президентом и журналистом разгорелась из-за того, что Акоста попытался задать Трампу вопрос о движущемся со стороны Мексики в США караване мигрантов из Центральной Америки, на что глава государства заявил: «Дайте мне управлять страной. Вы занимаетесь CNN, и если бы делали это хорошо, рейтинги были бы гораздо выше». Потом журналист попытался задать вопрос о «российском следе», Трамп перебил его и не стал отвечать. А когда помощника президента попыталась забрать у Акосты микрофон, тот не отдал его. Дело завершилось тем, что журналиста лишили аккредитации в Белом доме.