Всемирный русский народный собор, созданный Православной церковью в связи с угрозой «новой Смуты» в 1993 году, впервые стал мероприятием федерального масштаба. Вместо небольшого зала храма Христа Спасителя для его проведения выделили гигантский Кремлевский дворец, а в числе выступающих первым номером был заявлен Владимир Путин, который посещал собор так давно, что, наверное, уже забыл об этом. (Когда на экране показали кадры 2001 года, мальчишки-кадеты искренне не узнали президента.)
Вопреки опасениям дирекции, РПЦ с ее многочисленными приходами и сочувствующими общественными и политическими организациями оказалось нетрудно под завязку заполнить 5-тысячный зал. Среди участников (или, как принято говорить, соборян) оказались не только кадеты с казаками, но и юные коммунисты. Причем их лидер Геннадий Зюганов признался, что за 25 лет существования не пропустил ни одного собора. Сейчас, по словам лидера КПРФ, Россия оказалась в особенно трудном положении, поскольку помимо санкций «натовцы пытаются расколоть и наше православие». Этим действиям, считает Зюганов, народный собор должен дать решительный отпор, а также продемонстрировать духовное единство русской нации, без которого проблем не решить и задач, поставленных в майском указе президента, не выполнить.
Остальные соборяне на сцене и в кулуарах высказывались примерно в том же духе. Риторика выступлений и сопровождающих мероприятие аудиовизуальных материалов строилась на ставших уже привычными противопоставлениях: США и Европа не живут в соответствии с христианскими ценностями, а Россия — живет. Запад интересуется только наживой, а россияне не умеют торговать и прислуживать, поскольку всей своей историей заточены на созидательный труд. Они — агрессоры, мы — за многополярный мир, равенство и братство.
Владимир Путин в своем обращении также говорил об угрозах, исходящих извне: «Мы видим, какие усилия предпринимаются сегодня, чтобы переформатировать мир, разрушить традиционные ценности и те культурно-исторические пространства, которые складывались веками. Цель — создать разного рода безликие протектораты».
По словам президента, с подобной практикой приходится сталкиваться во многих регионах планеты, в том числе на постсоветском пространстве. После его фразы, что в этих целях «используется пещерный национализм и русофобия, а также беспардонное грубое вмешательство в церковную жизнь», стало окончательно ясно, что речь идет об Украине. Однако, по мнению ВВП, усилия политиков не увенчаются успехом. «Жизнь все расставит по своим местам, людей нельзя заставить идти против своей веры, своих традиций и здравого смысла», — подчеркнул он.
Глава Всемирного русского народного собора — патриарх Кирилл — в свою очередь предсказал «историческое поражение» для новых раскольников, которые пытаются создать на Украине автокефальную церковь. «Те, кто хочет силой принуждения заставить народы забыть свое духовное родство и разорвать тысячелетние духовные связи, добьются лишь противоположного эффекта», — отметил он, напомнив, что все «попытки искоренить христианскую идентичность пошли прахом». Гонения на христиан в Риме завершились торжеством Церкви, а после эпохи богоборчества народ еще с большим энтузиазмом и воодушевлением вернулся к вере. «Этот урок надо выучить тем правителям, которые сейчас пытаются идти по пути диктаторов прошлого», — подчеркнул Кирилл.
В своем выступлении патриарх также раскритиковал либеральную философию нового времени, лежащую в основе западного понимания глобализации. Вместо нее предстоятель РПЦ предложил продвигать «прагматическую глобализацию», не посягающую на души людей и традиционные ценности, но «стремящуюся к установлению эффективного и по возможности справедливого мироустройства».
Поскольку внятной повестки у народного собора не было, все последующие выступающие пытались рассказать собравшимся о своем понимании духовности и добавить в список уже названных вызовов и угроз дополнительные позиции. Так, по словам президента РАН Александра Сергеева, для науки духовность — это примат интеллектуальных ценностей над материальными. А с этим, к сожалению, в стране большие проблемы. «Мы должны стремиться к тому, чтобы страна становилась более интеллектуальной, и так она будет обретать свою духовность», — заявил академик.
По мнению телеведущей и «матери пока пятерых детей» Марии Ситтель, основы духовности должны закладываться в семье. «Прозападные ценности, которые нам навязываются извне, — это очень опасно! Надо что-то этому противопоставлять и конкурировать за сознание молодежи», — заявила она, предложив обсудить соответствующие идеи Всемирного народного собора на ближайшем заседании Госсовета.
Иными словами: разговор о русской идентичности, особой исторической миссии и духовности россиян еще не закончен. Он только начинается.