МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Бараны или овцы: животная травля "Новой газеты" породила неожиданные вопросы

Кому мешает пресса

Ситуация с защитой принципа свободы слова в России улучшается прямо на глазах. Совсем недавно к зданию редакции «Новой газеты» в Москве некие «никому не известные граждане» подкинули отрезанную голову барана, а на этой неделе — уже живых овец в клетке. Налицо рост гуманизма, повышение культурных стандартов, а также норм и правил политической борьбы. Я написал эти строки и сам подивился топорности и неуклюжести своего юмора. Но, может быть, разгадка такой неуклюжести в том, что это не совсем юмор и даже не совсем смех сквозь слезы?

Фото: Виктория ОДИССОНОВА/Новая газета

Если сравнивать с недавним визитом ныне покойного известного саудовского журналиста в консульство своей страны в Стамбуле, то, что творится сейчас вокруг «Новой газеты» - это самый настоящий верх политической сдержанности и мягкости. Но вот в чем я вижу проблему. При всем моем глубоком почтении к королевству Саудовская Аравия я не хочу, чтобы происходящее в моей стране оценивалось через призму политических стандартов, принятых в этой уважаемой нефтяной державе. Не важно, что мы резко и,возможно, бесповоротно разошлись с Западом в плане некоторых политических ценностей и приоритетов. Упор в предыдущем предложении должен быть именно на слове «некоторых». Если опираться на принятые в Европе в 2018 году цивилизационные, политические и моральные стандарты, то анонимные «подарки» в виде бараньей головы или овец в клетках никак не могут считаться нормой.

И снова мне не совсем нравится то, что я написал. «Цивилизационные, моральные и стандарты» - почему я выражаюсь на этом «птичьем» бюрократическом языке, от которого мне самому становится тошно? Хорошо, скажу по-простому. Свистопляска с крупным или не очень крупным рогатым скотом — это неприлично. Неприлично — даже не с точки зрения формальных юридических норм. Неприлично — с точки зрения понятий, если хотите. Вас обидела или оболгала «Новая газета» или любой другой орган СМИ? Если вы уверены, что все обстоит таким образом, то действуйте — но действуйте прямо, с открытым забралом, не скрывая своего лица и не прячась за овцами и баранами. Все юридические возможности для защиты своего имени и своей репутации в современной России есть. Пользуйтесь этими возможностями, а не посылайте «приветы из-за угла».

Фото: Виктория ОДИССОНОВА/Новая газета

Все, у меня кончился запал. Очень уж неуютно я себя чувствую в роли «проповедника». Но еще больший внутренний дискомфорт у меня вызывает осознание: хотя бараньи головы в роли «подарка» СМИ в современной России нормой не считаются, по сути они такой нормой являются. Извините, конечно, за мои «семантические изыски». Но это не игра в слова, а иллюстрация очень важного и наполненного глубоким смысловым содержанием различия. Все, включая политическую элиту России, понимают, что выбранный оппонентками «Новый газеты» метод «защиты своих интересов» не является правильным и способствует реальному снижению уровня и качества нашей общественной жизни. Однако это понимание не выливается в конкретные энергичные действия нашей «правоохранительной машины» по обузданию «шутников». Этот механизм может действовать быстро и эффективно — может, но в данном случае почему-то не действует.

Бараны у здания «Новой газеты» 29 октября. Фото: Виктория ОДИССОНОВА/Новая газета

Разумеется, настоящая политика и настоящая политическая журналистика никогда не были и никогда не будут занятием для слабонервных. Политика и здоровые отношения между СМИ и политическими игрока всегда содержит в себе немалый элемент борьбы, конфликта и ожесточенного спора. Если пресса является чересчур пугливой и почтительной, она не выполняет своего долга перед обществом. Если пресса становится чересчур могущественной и агрессивной, подминает под себя политический класс, как это частично произошло, например, в Великобритании, она приносит обществу и государству реальный вред. Идеального, равновесного и абсолютно цивилизованного состояния системы, наверное, не бывает. Но к нему все равно надо стремиться - не ради абстрактных принципов, а ради совершенно конкретного блага страны. Пока же мы стремимся — в смысле идем — в прямо противоположном направлении. Интересно, на каком этапе мы сможем притормозить и остановиться?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах